Не кричащей рекламы, ни телевизионной раскрутки фильм в 2016 году не получил. В Челябинске демонстрировался, как конкурсный. «Верблюдов» не получил, но оказался на самом деле авторским. Кино задевает.
«Дама пик» – театральная злодейка
Наверное, это последний пост из серии «Полного Артхауса». Фестиваль прошёл, люди думают о другом. Кто хотел посмотреть фильмы, уже посмотрел. Рассказывать о том, что уже не повторится, глупо. Но и удержаться сложно. Вдруг кто-то прочитает, и посмотрит кино, которого в большом прокате не было.
Итак… «Дама Пик» от Павла Лунгина. Отзывы о фильме кардинально противоположны: «блестяще», «здорово», «скучно», «глупо».
Я бы сказал очень жизненно. Тщеславие, интриги, деньги, немного психопатии, секс, безудержная страсть, поиски счастья, человеческие глупости, мелкие подлости, – все то, в чём мы с вами вращаемся каждый день. Андрей, Лиза и София живут этим в театре. Мы в офисах, в цехах, на улице, в доме среди соседей.
Во многих отзывах о фильме встречается фраза: «Актёр Иван Янковский до образа Германа не дотягивает. В опере похож, а вне оперы нет». Давайте в заслугу это актёру поставим. Герой, которого сыграл актёр, ведь, на самом деле не Герман. Он актёр театра, которому и ролей-то не дают. Это он сам, внутри себя считает себя оперным Германом, потому что обладает голосом, способным горящие лампочки разрывать. Только такой визг к профессиональному оперному пению никакого отношения не имеет. И ещё хочет проникнуться образом, подражая Герману.
Иван Янковский, по-моему, очень точно сыграл заштатного актёрика, одержимого страстью к знаменитой певице, страстью к богатству, страстью к величию. Одержимые люди не умеют открыто смеяться, легко прощать, нежно и глубоко любить. В них очень часто проявляется подозрительность. Смеются? А не надо мной ли? Простить? С чего бы? Запомнить и отомстить! Любить? Только за что-то или ради чего-то. Поэтому и лицо у него в фильме похоже на маску.
Будущая Лиза – серенькая мышка. Не будь знаменитой тётки, она навечно – никто. Актриса дала это почувствовать. Она настолько органична и жизненна, что её зрители и критики не запоминают. В отзывах о роли Марии Курденевич сказано мало.
Ксения Раппопорт, понятно, тоже не графиню играет. София Майер в исполнении Ксении Раппопорт актриса из американского театра, сделавшая там карьеру, жившая в Париже и спустившая состояние, вдруг вернувшаяся на сцену своего, не совсем благополучного театра. Маленький вопросик: «Хотела проучить самонадеянного наглеца или поиграться женщине захотелось?» – во мне ответа не нашёл. Но игра актрисы, характер, мелочи в поведении, улыбка и широко распахнутые глаза, стервозность, мелкая ложь, неуверенные оправдания, способность обмануться и вожделение принять за любовь, наглость, внутренняя незащищённость и пустота, которую можно заполнить, поиграв чужой жизнью, запомнились. Они меня взволновали.
И дальнейшие мелочи, вроде огромного дома, похожего на Египетские храмы эпохи первых фараонов, русская рулетка в подпольном клубе не то китайцев, не то вьетнамцев, казино под супермаркетом, в котором готовы сыграть на миллион долларов, отошли на второй план.
Далее опера в кино. Её много. Может быть, это оправдано. Рассказ, всё же об артистах оперного театра. Был бы об офисном планктоне, был бы офис. Но «Пиковая дама» Чайковского в данном произведении не суть. Как излишен факт игры в забытого «фараона» в самом казино. Могли бы и не играть. Или ограничится общим: «Однажды играли в карты у конногвардейца Нарумова. Долгая зимняя ночь прошла незаметно; сели ужинать в пятом часу утра». Как не суть успех «Пиковой дамы» в постановке Софии Майер и успешное выступление Лизы или Андрея.
Важна только София, заигравшаяся бывшая прима, заигравшаяся в сером заштатном городке, котором есть оперный театр, один миллиардер из бывших бандитов, и мелкая кавказская мафия, у которой вроде и денег много, но место её всё равно в автосервисе. Знаете, такая история о играющей с тоски женщине могла бы случиться и у нас, в Челябинске. Мне кажется, фильм на Челябинском фестивале не получил высокой оценки, потому что, не смотря на то что в городе несколько театров, и публика вроде бы живая, на спектакли ходит – труппы, от которой бы ожидали шедевра, нет. Нормальные такие труппы, без эксцентрики.
Вот таким мне показался фильм Павла Лунгина «Дама Пик».