Житель поселка Мирный Сосновского района изобретает инструменты для облегчения работы в саду.
Как бритва
Вместо металлического «тела» у тяпки пустота. Стебли и почва проходят в эту пустоту навылет! Они почти не сдвигаются относительно земли. Рабочая поверхность тяпки не шире, чем спичечный коробок. Лезвие крепится к рукоятке с помощью стальных боковинок. Оно изготовлено из закаленного металла. Угол, под которым работающий срезает траву, и есть главный секрет изобретения. Этот угол должен быть очень точно отрегулирован мастером на стадии сварки.
Новая тяпка взяла все лучшее от идеи рамочного плоскореза. Однако последняя ее модификация пошла еще дальше. Это кольцо диаметром 12-15 см, прочно насаженное на черенок. Пожалуй, такую совершенную модель уже невозможно улучшить.
Чтобы лезвие оставалось лезвием, – его надо точить. Мне довелось попробовать в работе тяпку, которой работали (и которую затачивали) два сезона. Тяпка невесомая и режет как бритва.
Для начала отзывы практиков
Валентина Михайловна, сотрудник «Челябоблкоммунэнерго»:
– Сыну Дмитрию новая тяпка показалась с непривычки легкой. А я как взяла – так разом весь огород ею прополола. Большой травы и так не было, а после этой прополки порядок просто идеальный.
Михаил Мальцев, житель поселка Мирного:
– Главное – тяпка резко подрезает траву, но не нарушает структуру почвы. В земле после нее остаются мелкие корешки. После зимы эти растительные остатки только удобрят участок.
Ольга Давыдова, пенсионерка, село Долгодеревенское:
– Нет, эта тяпка не для ленивых, а для старательных. Очень удобная! Не запускай, подрезай траву день за днем. Тогда и впрямь прополка не потребует никакого напряга. А если травища до колена, – ты только тяпку сломаешь.
Потомственный Кулибин
Изобрел чудо-тяпку житель поселка Мирного, потомственный слесарь и моторист Анатолий Петрович Власов. Еще его отец – фронтовик Петр Васильевич считался незаменимым мастером в МТМ тогдашнего совхоза «Россия». А сам Анатолий Петрович всю жизнь проработал в гараже областной администрации. При самой тяжелой поломке водители крутых машин шли к нему как к главному специалисту.
Сейчас у Власова во дворе сохранена маленькая мастерская. У крыльца установлен хороший слесарный стол, есть станочки, компрессор, болгарка, хорошие тисы. Весь инструмент в идеальном порядке, а специальные рабочие очки с верстака и не убираются.
– Как вы назвали свое изобретение? – спрашиваю.
– Очень просто – тяпка прополочная, – улыбается Анатолий Петрович. – Но сейчас я довожу до ума совсем другую модель. Эта тяпка для окучивания.
Он показывает тяжеленную треугольную мотыгу. Такие обычно пылятся в хозяйственных магазинах – женщине эту тяпку и поднять-то тяжело, не то что работать. А Власов вырезал шесть острых треугольников лишнего металла с рабочей поверхности. Получились крупные зубья, будто это ковш экскаватора. Хоть силу и приходится прикладывать, но нагребать земляные валы стало в три раза легче.
– Я рожь как-то посеял, чтобы поле занять и чтобы земля отдохнула, – рассказывает мастер. – А потом стерню перепахали вместе с соломой. Почва спрессовалась до того, что невозможно подступиться. Как саман! Да еще травища выросла. Сделал эти зубья – и сразу дело пошло.
Власов считает, что если какая-то работа в саду вам не поддается, – это просто вы ее делаете не тем инструментом.
Еще изобретения
У Власовых грунтовая вода высоко стояла на участке – Анатолий Петрович соорудил дренажную канавку со всех сторон усадьбы. Потом дождевая вода стала заливать двор. Так он эти потоки без потерь отвел в накопитель и очень эффективно использует для полива.
Чтобы не бегать к воротам при каждом стуке, провел переговорное устройство в дом. Над своим слесарным столом установил оригинальную и мощную лампу дневного света, а для особых случаев – рациональное точечное освещение.
Каждое домашнее приспособление дается мастеру только за счет светлой головы, а не за счет вложения денег. Но иногда и изобретатели становятся лириками. Вот, например, во время роения пчел ему пришлось приглядывать за ульем. Другой бы Кулибин фотоэлемент использовал, сигнал какой-нибудь. А Анатолий Петрович пристроил возле улья аккуратный легкий навес, установил под ним диванчик – и пчелы стали как на ладони. В открытой летней гостиной можно читать, изобретать и отдыхать без отрыва от пчелиного королевства.