На одной из усадеб поселка Мирный Сосновского района хозяин экспериментирует с картофелем, чесноком и помидорами. А еще держит кур и перепелок.
Подняли усадьбу
Дом в поселке Мирном Сосновского района достался Мальцевым в наследство от родителей Михаила Михайловича. Добротная бревенчатая изба довоенной постройки окружена традиционными стайками и навесами. За избой поле картошки, перед домом красивый колодец и кусты роз. На усадьбе все сделано самим мастеровитым хозяином. По саду проложена тропинка из крупных древесных спилов. От насоса, погруженного в колодец, тянется грамотно проложенная разводка из труб. Тепличные зоны устроены по периметру участка, и кажется, вообще не отнимают полезную площадь у открытого грунта.
Большинство крестьянских хлопот в России по-прежнему зависит от смены сезонов. Но это, пожалуй, единственное, что осталось в сельском подворье от того уклада, которым жили наши предки. Вот и усадьба Мальцевых с шестидесятых годов круто изменилась.
Родители держали полный сарай живности – корова, овечки, поросенок, гуси, куры… К 21 веку молодые хозяева оставили только кур и перепелок.
В прежние времена бедствием для участка был болотистый грунт. Сын и наследник справился с проблемой. Он отвоевал усадьбу у болота, подняв ее бессчетными тоннами привозной земли.
А зачем сельчанину лет 50 назад нужен был бы интернет? Хватало и телевизора. Теперь же Михаил Михайлович проводит у монитора не меньше двух часов в день. Стройматериалы, семена, поиски лучшей рассады, общение с деловыми партнерами, применение новинок, – всё это интернет.
Но главное отличие нынешних деревенских жителей от их дедов-прадедов – даже не в информированности. Отличие в том, что наука и практика за эти десятилетия не стояли на месте, и лучшие их достижения может применить на своей земле любой из нас. Был бы интерес!.. И конечно, – была бы земля.
Звучит, может, и пафосно. Но вот вам пример.
Овощи по науке
Во время небольшой экскурсии хозяин усадьбы приводит меня на опытную делянку картофеля. Это участок размером с комнату. Картошка только что отцвела. Если честно, мне не кажется правильным решение Мальцева выдернуть куст на пробу – посмотреть, что там с урожайностью. Рано! Но дальше происходит странное. Одним рывком вытянуть весь куст не получается. Крупные клубни в центре легко подались вверх, а вот многочисленные их собратья по краям так и остались лежать в земле. Отличный урожай!
– Супер-элита, сорт выведен на Урале, – поясняет хозяин. – Этой картошке еще месяц расти до уборки, пока ботва не начнет подсыхать. А во время посадки я положил в гнездо один маленький клубенек с голубиное яйцо.
Может, для кого-то и не новость, но меня очень удивил и мальцевский семейный чеснок. Весной садишь зубчик, а к июлю из него вырастает от трех до шести … нет, не зубчиков, а полноценных головок чеснока, каждая размером с компьютерную мышку.
В теплице Михаил Михайлович показывает помидорное деревце, его привезли только один корешок. Эти помидоры не надо пасынковать, не надо безжалостно удалять нижние листья, чем все лето только и занимаются владельцы теплиц. Деревце растет себе самостоятельно и приносит вкусные томаты.
Рядом с деревцем хозяин заложил другой эксперимент – два кустика особых помидоров, которые при созревании становятся не красными, не желтыми, а черными. Салат из такого разноцветья украсит любой ресторанный стол. Опытник с нетерпением ждет урожая.
К потолку теплицы тянутся лианы томатов, увешанные увесистыми созревающими плодами. Помидоры гладкие, без трещин, на которые нынче жалуются многие наши овощеводы. Но нынешний год Михаил Михайлович все равно называет «непомидорным». Даже в защищенном грунте ночные температуры все лето были низкими. Помидоров завязалось меньше, чем обычно. А отапливать теплицы, говорит Мальцев, в нашем климате экономически нецелесообразно. Когда-то в девяностые он попробовал, так для первого огурчика пришлось топить помещение соляркой два месяца!
Любительство неэффективно?
Заметно, что растениеводство сейчас – главный интерес хозяина усадьбы. Он, например, не хуже опытного агронома разложил мне по полочкам, почему в одной теплице ни в коем случае не надо сажать помидоры и огурцы. У этих овощей взаимоисключающие потребности во влаге, тепловом комфорте и даже во вмешательстве человека в их рост. И томаты, и огурцы Мальцев выращивает многих сортов, читает о них на садоводческих форумах, азартно учится каждый день новому.
…При таком разнообразии сортов томатов и перцев легко запутаться. Нужны таблички. Я по ошибке принимаю за такие таблички красивые желтые прямоугольники, висящие над растениями. Пытаюсь повернуть одну к себе (в голове мелькает – неужели сорта на латыни?) – и вскрикиваю! Пальцы приклеились к пластику. Представляете конфуз, когда оказывается, что это ловушки для белокрылки. А ведь у нас тоже теплица, и урожаи вроде ничего, но такой простой новинки не освоили. Видно, причина в том, что мы просто любители. А Мальцев становится профи во всем, чем бы он ни увлекался.
В перестроенную родительскую стайку Михаил Михайлович каждый год завозит с Чебаркульской птицефабрики кур. Чтобы удобно было содержать и отбраковывать, использует только два кросса – ломан коричневый и ломан белый. Птице привольно в просторных вольерах. Белые куры диковатые, но несутся лучше.
На усадьбе трудится вся семья – включая юное поколение. Пока Михаил Михайлович знакомил нас с участком, восьмиклассница Арина получила от деда с полдюжины заданий, в том числе и по уходу за птицей. Арина без лишних вопросов все сделала, и они вместе с подругой Катей отошли пообщаться к огромному домашнему сторожу – Багире.
Вокруг грядок открытого грунта чернеет плодородная земля, нигде не травинки. Возле живописного колодца растет колоритный сельский огород: сильные здоровые побеги гороха двух сортов, кабачки, горький и сладкий перец, морковка и свекла.
Ближе к окнам дома крупными кустами цветут желтые и красные розы, синий дельфиниум, есть разноцветный портулак, астильба и другие цветы. Это увлечение старшей дочери Мальцева – Любови Михайловны. Редкие цветы и плодовые кустарники она готова везти на родительскую усадьбу хоть с другого конца земли. Корни Мальцевых в Дивеево (нижегородские края), и они нередко совершают путешествие в места, связанные с Серафимом Саровским. Как память о паломничестве – новый сорт крыжовника, который Любовь Михайловна решила развести на Урале.