24 февраля в Челябинске закрылся пятый, юбилейный, кинофестиваль «Полный артхаус–2017».
В этом году фестиваль расширил свои границы. Была представлена большая разнообразная программа, проведена работа на нескольких площадках. И как в заключительном слове заметил один из самых активных организаторов этого фестиваля Вячеслав Шмыров, у фестиваля появилось больше заинтересованных помощников. В этом году активнее, чем во все предыдущие работал институт Культуры, появилась площадка в историческом музее, проводившем в дни форума выставку, посвящённую режиссёру Андрею Тарковскому и его фильму Андрей Рублёв.
Замечательный ретроспективный показ фильмов классика польского кино Анджея Вайды, который никогда не был прямолинейным режиссёром. И в годы народной республики, и в годы новой реставрации имел своё личное мнение по всем большим политическим событиям.
Не менее замечательными стали программы «Челябинский кинословарь» и «Земляки». Для многих жителей города Челябинска стало открытием, что о нашем городе снято немало документальных лент. Было удивительным, что для молодого поколения чуть ли не откровением стало то, что режиссёр Сергей Герасимов родился в уральской деревушке, а потом на родине снял художественный фильм «Журналист». Зрители с чувством патриотизма воспринимали слова похвалы в адрес режиссёров, родившихся на уральской земле, и отмечали после просмотров фильма, например, Веры Сторожевой, насколько взгляд человека, знающего жизнь глубинки, отличается от взгляда на ту же самую жизнь, столичного жителя.
Безоговорочным победителем кинофестиваля стал фильм Карена Геворкяна «Вся наша надежда». В течение праздничного вечера режиссёр трижды поднимался на сцену за призами Челябинского кинофестиваля. Лауреатом фестиваля стал ещё один режиссёр – Николай Досталь. Зрители в этот день увидели его картину «Монах и бес».
В беседах было понятно, что зритель за эти несколько дней не успел посмотреть все картины: их было около пятидесяти, но успел побывать на разном кино. Добром и легком, как у Веры Сторожевой, проблемном, как у Карена Геворкяна, не совсем понятном, как у Ивана Твердовского, кровавом, как было сказано о фильме «Дачники» режиссёра Александра Вартанова. Кого-то огорчало то, что у нас много непонятных фильмов, кого-то радовало – Мы снимаем кино, пишем книги, значит живём, не поддаваясь унынию.
Не обошлось на кинофестивале и без политики. Зрители из зала требовали от режиссёров обратить внимание на разрушение экологии Челябинска, снять фильм о вреде Томинского ГОКа. Это была реакция на слова Николая Досталя о том, что он прошёлся ранним утром по Кировке, нашел город чистым, и даже чуть жизнерадостным. Все как-то огорчились этому, а я обрадовался. Потому что мне Челябинск нравится. Нравится с его заводами, машинами, захолустными микрорайонами и высотками в центре. Потому что хочется поверить в философскую концепцию героя фильма «Монах и бес» Ивана сына Семёнова: «Веруй во смирении, и беса обратишь в свою веру!»