Основной задачей органов прокуратуры при осуществлении надзора за исполнением законодательства в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности является выявление и устранение препятствий, мешающих развитию предпринимательства, снятие административных барьеров и ограничений, снижающих эффективность работы предпринимателей, а следовательно, негативно сказывающихся на развитии экономики и пополнении бюджета.
При осуществлении прокурорского надзора за несоблюдением должностными лицами органов государственного контроля (надзора) требований законодательства о государственном контроле (надзоре) прокурором выносится постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ст.19.6.1 КоАП РФ. Одним из оснований ее применения является отсутствие согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры.
Прокуратурой также осуществляется надзор за соблюдением прав предпринимателей в процессе осуществления регистрационных и лицензионных процедур.
Так, статьей 23 ГК РФ установлено, что гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
В соответствии с положениями ст. 51 ГК РФ юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц.
Порядок регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей установлен Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Кроме того, при осуществлении надзора за исполнением законодательства о развитии малого и среднего предпринимательства прокуратурой принимается во внимание положения Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», который регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки (ст. 1).
Прокурор, реализуя предоставленные ему полномочия по выявлению и устранению нарушений прав субъектов предпринимательской деятельности, применяет меры прокурорского реагирования, установленные Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации». Кроме того, прокурор должен руководствоваться также положениями приказа Генерального прокурора РФ от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина».
В случае нарушения законов о защите прав субъектов предпринимательства, прокурором приносится протест на противоречащий закону правовой акт.
Следует обратить внимание на то, что в случаях, когда нарушения закона носят распространенный характер, прокурор направляет представление об устранении нарушений закона, которое согласно ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, полномочным устранить допущенные нарушения закона, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В тех случаях, когда возникает необходимость привлечения виновного в нарушении законодательства о защите прав субъектов предпринимательской деятельности к административной ответственности, прокурор в соответствии с п. 2 ст. 22, ст. 25 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и ст. 28.4 КоАП РФ выносит постановление о возбуждении производства об административном правонарушении. Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.