На календаре еще осень, но градусник давно перевалил за нулевую отметку. Машина по утрам уже заиндевевшая, и тут самое время автомобилистам вспомнить – зима на пороге.
А то сидишь утром, в прогревающемся автомобиле и смотришь, как тепло из печки расправляется с морозным узором на лобовом стекле. Минута, другая, в это время тянет поразмышлять о смысле жизни. Затем вспоминаешь, что надо торопиться на работу, и что слева от сиденья лежит щетка со скребком.
Надеюсь, обувку на колесах все уже поменяли, ведь задуматься о смене резины стоит еще тогда, когда начинают давать отопление. Неделька-другая после этого, и первые заморозки, а с ними ледяные дожди, снег, гололед и прочие радости жизни для водителей. Скажете – мы это уже прошли. А кто вам сказал, что дождь не пойдет в декабре или январе.
С незамерзайкой в бачке омывателя, наверное, тоже все в порядке, об этом каждый день напоминают продавцы незамерзающей жидкости на обочинах.
К сожалению, многие водители этим и ограничиваются. В этот список следует внести смену технологических жидкостей (вспомните, может, вы подливали водичку в антифриз), проверку электрооборудования и аккумулятора, подготовку к эксплуатации в зимних условиях замков и резиновых уплотнителей. Главное же – скорректируйте стиль езды.
Зимой, даже на самой крутой резине, значительно уменьшается сцепление с дорожным покрытием. Это, в свою очередь, ведет к увеличению тормозного пути, более раннему срыву в боковое скольжение в повороте (занос) и другим последствиям.
Что делать? Переходим к более плавному и расчетливому стилю вождения. Увеличьте дистанцию до впереди идущего автомобиля, поумерьте свой пыл. Внимательнее следите за действиями других участников движения – поведение встречных и попутных автомобилей может о многом сказать.
Стоит пересмотреть алгоритм торможения. Если в летнее время, нажав педаль тормоза «в пол», вы получали желаемый результат, пусть с визгом шин, запахом горелой резины, но автомобиль вставал как вкопанный. Зимой вы таким маневром резко не затормозите, автомобиль понесет вперед, и не факт, что по прямой. Рекомендуется тормозить двигателем, предварительно выбрав на коробке передач более низкую передачу (должна сохраняться тяга). На педаль тормоза давите, имитируя работу АБС (антиблокировочная система) – нажал немного, отпустил не до конца, нажал чуть сильнее, опять отпустил (называется прерывистым торможением), и так, контролируя процесс остановки, до тех, пор пока не достигнете необходимой скорости или не затормозите.
Самые проблемные места при езде в населенных пунктах – перекрестки и пешеходные переходы. В таких местах автомобили часто тормозят и разгоняются. Даже небольшой снег в таких местах спрессовывается и превращается в лед.
При возможности желательно почувствовать, как ваш автомобиль ведет себя в заносе, при торможении или резком наборе скорости. Для этого надо найти площадку, где нет транспорта и поманеврировать на своей машине.
Зимой темнеет быстрее, чем летом. Уезжаешь из дома – еще темно, возвращаешься – уже темно. В сумерках, как известно, хуже видно. Много ДТП происходят именно потому, что водитель чего-то не разглядел, не увидел, не заметил. Обзорность – вот еще один из краеугольных камней безопасности. Чем раньше вы увидите проблему на дороге, тем быстрее на нее отреагируете.
Проверьте работоспособность светотехники, подогрев стекол и зеркал. При необходимости замените дворники, в идеале это делать дважды в год. Лобовое стекло должно быть чистым не только снаружи, не забывайте периодически протирать его изнутри. Убедитесь в наличии скребка и щетки, они помогут вам избавиться от снега и льда снаружи автомобиля. Согласитесь, чистить изморозь с лобового стекла пластиковой картой или коробочкой от диска – не лучший способ. И помните, обзора много не бывает.
Как бы вы ни обихаживали свой автомобиль, от поломок никто не застрахован. И если летом помощь можно ждать несколько часов в автомобиле, зимой эту ситуацию усугубляет мороз.
Самое простое – сидеть в салоне с включенным двигателем – печка обогреет. Надо иметь запас топлива, старайтесь держать топливный бак заполненным «под завязку» или возите с собой канистру с бензином.
Если топлива в обрез, надо предпринять меры для сохранения тепла в автомобиле. И тут поможет волшебный скотч, точнее, его аналог – малярная лента, она в отличие от скотча не оставляет на поверхностях клейкий след. Уплотнение дверей, каким бы качественным оно ни было, дает значительную отдачу тепла. Что делать, вы уже и сами догадались – оклеить по периметру дверные проемы.
Еще вам поможет снег, благо его с собой возить не надо. Засыпать снегом весь автомобиль не требуется, достаточно нагрести его вокруг машины до уровня дверного порога. Дно будет закрыто, что существенно сократит потери тепла. Если вы одеты по сезону, можно даже без лопаты обойтись – ноги и руки на что?
Сложнее, если двигатель заглох и реанимировать его не удается. Необходим какой-то источник тепла. Чаще всего это открытый огонь – костер, газовая горелка, сухой спирт. Тут стоит напомнить о соблюдении техники безопасности. Открытый огонь и салон автомобиля несовместимы. Даже маленькая свечка может стать источником пожара (прикемарили и случайно двинули рукой). Если успеете выбраться из автомобиля, будет тепло, но не долго.
В заключение хотелось бы еще раз напомнить, что неожиданно скользко у нас может быть в любой момент. Вы ко всему готовы, но это не факт, что остальные участники дорожного движения шагают с вами в ногу. Думайте за них, прогнозируйте наихудшее для вас развитие событий и действуйте, учитывая это. Удачи на зимних дорогах!
Михаил Андреев
фото из архива редакции