В канун Нового года корреспонденту СН посчастливилось побывать в гостях у замечательной мастерицы Эмилии Кузьминой, проживающей в поселке Светлом Сосновского района.
Она занимается… А попробуйте угадать, каким видом творчества она увлекается. Праздники еще не закончились – поиграем в игру. Я вам привожу ее слова, а вы пытаетесь угадать, какое у нее хобби.
– Я с таким удовольствием этим занимаюсь. Это меня держит на плаву. Я не пользуюсь лекарствами. Вот это все мое лекарство, – рассказывает Эмилия Евгеньевна, показывая на стены, увешанные картинами. – Все мои работы несут очень положительные эмоции. Ко мне люди приходят, у одного голова болит после работы, у кого-то что-то другое. Они у меня позанимаются, я спрашиваю, как голова – болит? – Какая голова? – Из одной маленькой салфетки получается вот такая красота. Но можно использовать не только салфетки. Календари, открытки, засушенные листья и цветы, грохотки из под яиц, туалетную бумагу, даже засушенную кожуру яблок, – подсказывает мастерица. – Сидим на занятии. Берем клей, салфеточки, вырезаем, клеим. Уходят от меня с картиной, которую они сделали своими руками. Дома поставят и налюбоваться не могут, неужели сами это сотворили.
– Это декупаж!
Для справки, декупаж (от французского découpage – «вырезать») – это техника украшения предметов путем наклеивания на них вырезанных изображений с последующим покрытием декора лаком.
– Никогда не думала, что этим займусь. Мне 75 лет было, когда моя учительница Валентина Михайловна пригласила меня к себе в Москву. Я как увидела, что она творит, – все, заболела этим. Она знает всю технику декупажа от и до. А я зациклилась на картинах. Когда начала заниматься вот такими картинами (показывает на украшенные стены), я и слова этого не знала. Они не нарисованы. Картины склеены из салфеток, которые продаются в магазинах. Многие не верят, пытаются что-то поцарапать – царапайте. Техник декупажа очень много. Можно делать что угодно и на чем угодно. Шкатулочки, тарелочки, вазы и многое другое. Мне больше по душе картины.
Я начала с нуля, но по моему образованию кое-какие навыки работы в этом направлении есть.
Эмилия Кузьмина по профессии художник-модельер. С отличием окончила Ленинградский техникум легкой промышленности по специальности конструирование и моделирование одежды. Работала в Челябинском Доме моделей, 20 лет преподавала.
Если бы вы увидели, что украшает стены ее дома, думаю, тоже не остались бы равнодушны к творчеству Эмилии Евгеньевны. Посмотрел, полюбовался, как будто в картинной галерее побывал.
– Вот это мои первые работы – флористический декупаж. Яблоки почистила, кожуру засушила, получилась роза. Лавровый лист, девичий виноград, сухоцветы. Вот эти листики – это бананы. Этим работам уже порядка десяти лет, а выглядят как новые. Чтобы они были прочными и долго хранились, окунаю их в клей ПВА.
Идем дальше. Это у меня испуганные кошки, натюрморт, уголок тенистого сада. А вот это, вы никогда не догадаетесь из чего сделано? Гипсовый бинт – 12 рублей в аптеке. Техник очень много, но я для себя выбрала такую, которая по возможности, а у пожилых людей она не очень большая. Настоящий декупаж очень дорогой. А у меня простенький – обыкновенная рамочка, обыкновенные салфеточки. Многие, зная мое увлечение, дарят очень дорогие салфетки, которые продают в специализированных магазинах. Компоную их с более простыми. Верх из салфетки, низ мой, или слева салфетка, справа мое. Получается очень хорошо, как вот эти мои картины – выставка в духе голландцев.
На стене висят картины из салфеток, а рядом репродукции известных художников. С расстояния в полметра не отличишь.
– Видите, какой у меня светлый цвет. Думаете, почему? Потому что основание покрывается водоэмульсионной белой краской. На белом фоне всегда получается очень яркий цвет.
Заходим в следующую комнату (так и хочется сказать зал). Стены, столы, шкафы увешаны, уставлены новогодними поделками.
– Вот такой новогодний топиарий я делаю за два часа.
Думаю, не один я впервые слышу это слово. Топиарий это – миниатюрное декоративное деревце, которое изобрели в Европе. Изначально они были видом садового искусства – фигурной стрижки деревьев и кустарников. А в наше время это искусство вернулось в новом варианте – в виде небольших декоративных деревьев, которые используются для декора интерьера.
– Ветки от искусственной елочки, новогодняя мишура, каркас из пластиковых бокальчиков для шампанского, в «Ленте» продаются. В основание заливаю алебастр, чтобы конструкция устойчивее была. Большие шишки делаю из пеноплекса, те, что поменьше, собираю в лесу или у себя на участке (во дворе несколько огромных елей), остается их только покрасить в золотой или серебряный цвет. Свечи, елочные игрушки, шарики, искусственные цветы, проволока. В ход идет все, даже старые пяльца. Самое дорогое – это шарики, но я их покупаю на оптовке, там подешевле. Наценка в розничном магазине бывает до 300%. Или после Нового года. Вот, например, шарик до праздника стоил 20 рублей, а после – всего 2 рубля.
– Вы говорите, что творите свои картины и другие поделки из ничего, но то, что вы перечислили, все равно стоит каких-то денег?
– Многие, зная мое увлечение, дарят мне то, что может пригодиться в творчестве. Что-то покупаем, многое заготавливаем сами. Мои ученицы в основном преклонного возраста, пенсии у всех маленькие, стараемся обходиться тем, что доступно.
– Такую красоту, да сделанную своими руками, можно продавать?
– Свои работы я только дарю. С ними я отдаю часть своей души, разве можно за это брать деньги.
– Как часто вы собираетесь в мастерской, чтобы творить?
– Сейчас собираемся реже, пандемия нас всех разъединила. Мне скоро 85 лет, они меня берегут. Но традиционную новогоднюю встречу, пусть и в усеченном составе, проведем. Сядем у камина, разведем огонь, накроем стол. Приглашаю и вас на наш праздник.
Грех не воспользоваться таким предложением. И вот она, долгожданная встреча. Пока идут последние приготовления, гости поделились своими впечатлениями об увлечении хозяйки дома.
– Эмилия Евгеньевна для меня бальзам жизни. Становится грустно, что-то не ладится – прихожу сюда, и куда у меня исчезает весь негатив, – рассказывает жительница Светлого, пенсионерка Валентина Шмонина. – Собираем здесь ветеранов рощинского поселения, устраиваем вечера. Встречи по любому поводу. Посидели, попели, поговорили, обменялись мнениями, и уходим отсюда такими воодушевленными, такими здоровыми. Бальзам на душу – это наша Эмилия Евгеньевна.
– Как часто вы собираетесь вот таким узким кружком?
– Да он у нас не узким бывает. Это вот сейчас из-за этой пиндомии (оговорка по Фрейду) мы сужаемся немножко. А в добрые времена собиралось человек пятнадцать-двадцать.
– Бывала на выставках, которые устраивались в Доме культуры. Сегодня в этом прекрасном доме вижу своими глазами, что Эмилия Евгеньевна – уникальный человек, живая легенда, – делится впечатлениями специалист администрации Рощинского поселения Гульнара Левачкина. – Я поняла, что в ее увлечении скрыт секрет долголетия. Ведь это не просто хобби. Это какое-то терапевтическое занятие. Недаром говорит, что ни разу не пила никаких таблеток. Где еще найдешь человека, который не пользуется лекарствами. Гордимся, что она живет в нашем поселении, что она такая творческая и заряжает нас своим позитивом. Пусть следующий год будет таким же ярким и продуктивным. Здоровья, вдохновения, чтобы рядом были люди, которые ее поддерживают.
– Эмилия Евгеньевна – это стимул моей жизни. Я пришла сюда шесть лет назад, когда мне было плохо, из-за травмы головного мозга. Тут я нашла успокоение, – вспоминает подруга Галина Штыкова. – Она вдохновляет, успокаивает. Глядя на нее хочется жить. Три года назад мы с ней на Кипр слетали. Она как девочка там впереди всех бежала. И в море купались, и путешествовали, и в горы, и по святым местам. Дай Бог ей здоровья, чтобы она и дальше творила, радовала нас и поддерживала нас, и душевно, и морально. Я прихожу сюда просто отдохнуть, как к маме родной.
У камина погрелись, пора за праздничный стол.
– В этом году мы потеряли много близких, очень многие переболели. Могли бы сейчас собраться огромной компанией. До двадцати человек собирались, садились за три стола, – вспоминает Эмилия Евгеньевна. – Слава Богу этот год прошел, и мы можем встретиться за праздничным столом. Будем надеяться, что все образуется, и мы соберемся такой компанией и столько добрых слов скажем, тем более, что у меня в следующем году 85-летний юбилей. Хорошо, что вас у меня так много! Я так рада, что вы у меня есть! Замечательно, что мы собрались! Чтобы ни случилось, дорогие мои, вы никогда не должны падать духом. Только оптимизм будет держать вас на плаву в жизни.
– За Эмилию Евгеньевну и за теплоту ее дома, – дополняют гости. – Приходишь к ней, вроде как домой пришла – тепло, легко, уютно. Здоровья тебе, чтобы ты нас подольше радовала.
Люди, способные творить, проявляют свои способности во всем. Эмилия Евгеньевна не исключение. С ее стихами по Рощино идет Бессмертный полк:
Бессмертный полк идет в строю
Плечом к плечу, как в годы те лихие.
Отрывком из ее произведения хотелось бы закончить и сегодняшнее повествование:
Для успокоения нервов я творю картины.
Для памяти – слагаю я стихи.
И об одном молю, что дай мне Боже
Достойно путь оставшийся пройти.
Андрей Мизеров
фото автора