Подробности истории нашего края, о которых вы могли не подозревать.
До нашей эры
Не только Аркаим
Сенсацией мирового значения стали раскопки БОЕВЫХ КОЛЕСНИЦ в челябинской Стране городов.
Археологи открыли страну укрепленных поселений (второе тысячелетие до нашей эры) в 70-х годах.
Феномен Синташтинско-аркаимской культуры не объяснен до конца и сегодня. Многочисленные поселения располагались на расстоянии 40-70 километров друг от друга. Все колеса для первых в истории колесниц делались из березы строго по ГоСТу. Ширина колеи была 130 см, диаметр колес – 80 см. Кузова колесниц спереди и с боков прикрывались деревянной «броней». Это были первые танки!
Именно благодаря изобретению боевой колесницы евразийцы так быстро распространились на огромных просторах от от Южноуралья до Интдостана, до Европы и Китая.
Но вот вопрос – откуда мастера брали хорошее дерево на степном юге нашей области? Учеными доказано, что в бронзовом веке там росли густые леса. Сейчас степи. Еще бы – наши предки тысячелетиями плавили металлы, строили и отапливали жилища. На одни только укрепления, настилы и перекрытия Аркаима могла быть вырублена целая роща.
Характеры
Ямщик-коренник
В 1798 году в Челябинске учредили ПОЧТОВЫЕ СТАНЦИИ. Почта, грузы и пассажиры стали доставляться регулярно и быстро. Зимой на пару лошадей полагалось 12 пудов груза, летом – 4 пуда. В 19 веке грузы ежедневно отправлялись по знакомым нам маршрутам: Челябинск-Баландино, Челябинск- Казанцево, Челябинск- Долгодеревенское.
Появились отчаянные ямщики. Иногда сани неслись с такой скоростью, что жители разбегались с дороги. А любители сумасшедших гонок орали «гони!» и сулили золотые горы за скорость.
Один такой лихач однажды гнал из Миасса в Кундравы (21 верста).
– Конечно, «пошел» да «погоняй» посыпались как из рога изобилия, — пишет челябинский краевед Е.Турова в книге «Врата Рифея». – Но вот на 19-й версте коренник, задохнувшись, пал! Ямщик, замотнув за козлы вожжи, спрыгивает, оттаскивает коренника в сторону и сам запрягается в хомут. К Кундравам за две версты местность покатая – человек-коренник с помощью двух пристяжных покатил, насвистывая, ухая и покрикивая «н-но, соколики!»
День был праздничный, близ почтового двора собралось поглазеть много народа. Седок и толпа полчаса не могли отделаться от истеричного хохота. Наконец любитель быстрой езды выбрался из повозки и, вручая ямщику 25 рублей, сказал:
– Это тебе на водку, а вот хозяину 75 рублей за лошадь!
Опорный край
Колонна
Челябинский тракторный завод строили три года. Там, где было чистое поле, выросли цеха, многоэтажные дома, были проложены железнодорожные ветки и шоссе. Появились школа, фабрика-кухня, кино, клуб, учебный комбинат.
И вот торжественный митинг в мае 1933 года. Из ворот механосборочного цеха на заводскую площадь один за другим выехали 13 мощных ГУСЕНИЧНЫХ ТРАКТОРОВ. Колонна была встречена восторженными криками и всеобщим ликованием. Когда людское море утихло, выступил всесоюзный староста Михаил Иванович Калинин.
Первостроитель ЧТЗ М.А. Храпко вспоминал и о комическом эпизоде на митинге.
– Во время выступления Калинина над трибуной стал кружиться самолет У-2 и разбрасывать приветственные листовки. Шум самолета заглушал голос Калинина. Он остановился и поглядел на небо, на самолет. Все участники митинга стали кричать и махать руками, отгоняя самолет! Летчик не сразу понял – думал, его приветствуют. Потом сообразил и улетел.
Тыл – фронту
Спецсталь для танков и самолетов
Началась война. Обычное железо не годилось для строительства танков, подлодок, самолетов и ракетных установок. Нужна была специальная сталь. А Запорожская «Спецсталь» и подмосковная «Электросталь» были эвакуированы. На фашистов работала вся промышленность захваченной ими Европы. Наши ресурсы не должны были таять!
Надежды оборонщиков были на строящийся завод — Челябинский металлургический. В марте сорок второго из-под Сталинграда сюда прибыла Пятая инженерно-саперная армия полковника А.Н. Комаровского.
– На месте болотных кустарников и чахлого редколесья строители рыли котлованы, возводили корпуса цехов. Наладчики и эксплуатационники монтировали оборудование. То тут, то там горели костры, иначе не продолбишь землю, рассказывалось в очерке журналиста А.Белозерцева. – Людей на стройке работало много – десятки тысяч. Русские, украинцы, белорусы, башкиры, армяне, казахи, – кого здесь только не было.
«Эвакуированные жили и питались чем придется, а трудармейцы еще хуже. Много было наших заключенных, пленных и волжских немцев. Жили они в полуземлянках, питались плохо. Болезни и голод уносили десятки жизней ежедневно. Если сказать, что завод стоит на костях людей, — не будет преувеличением. А что было делать – сдаваться на милость захватчикам?»
19 апреля 1943 года сталеплавильщики выдали первую плавку. Разливочный и сталеплавильный пролеты содрогнулись от криков «Ура!»
Хлеб и рис
Самородок из Полетаево
Всю войну бригада Михаила Аксенова получала рекордную урожайность, по 17-18 центнеров с гектара. В 1950 году полетаевцы под его руководством собрали 15 978 центнеров зерна с 807 гектаров. Михаилу Афанасьевичу присвоили звания Героя Соцтруда. Звезду Героя он получил в Кремле вместе с легендарным летчиком Алексеем Маресьевым.
В 1956 году Аксенов был командирован с группой советских специалистов в Китай. Измотанный гражданской войной, Китай считался тогда самой нищей страной Азии. Угроза смертельного голода здесь была постоянной.
С технологией выращивания риса Михаил познакомился впервые. Но что значит природный талант механизатора! Самородок Аксенов изучил рисоводство на месте, подумал, посчитал… И предложил китайцам совершенно новую технологию посева. Благодаря русскому механику производительность труда на рисе выросла на 65 процентов! Опыт тут же распространили по всей стране. А Михаил Афанасьевич был награжден китайским орденом Трудовой Славы.
Звездный путь
Космонавты
В Челябинске родился летчик-космонавт, Герой России Максим Сураев. В 2009 году он вылетел на МКС вместе с американским астронавтом Джеффери Уильямсом. Наш Максим Сураев стал первым космонавтом, который вел свой блог прямо с борта космической стации. На счету Сураева более 334 суток, проведенных на МКС, два выхода в открытый космос.
Еще один космонавт, Герой России Михаил Корниенко закончил челябинскую школу №15. Он совершил два космических полета продолжительностью больше 15 суток, а также два раза выходил в открытый космос.
Космонавт Сергей Рязанский не так давно сделал снимок Челябинской области с борта МКС и разместил его в Instagram.
– А это Челябинск, — объяснил Сергей. – Челябинские энергетики настолько суровы, что город виден даже из космоса.
Подготовила Юлия Добрынина