Виновником нашей встречи с преподавателем школы села Большое Баландино стал мальчуган с непонятной конструкцией в руках. Мальчишка принес в школу деревянный щит с заклепками, застежками, замками, крючками и прочей дребеденью. И стал разыскивать Веру Геннадьевну. Так в поле моего зрения появилась Вера Воложанина, с восхищением рассказывающая о потрясающих мелочах. Такие люди, как правило, появляются нечаянно. Это случайные встречи. Но они запоминаются.
Мирзиайдин Абдыкадыров, ученик 7 класса, перекинулся несколькими словами с руководителем его проектной работы и довольный потопал дальше. А нам с Верой Геннадьевной предстояло проехать до Долгодеревенского. Я и спросил, с какой целью мальчик на щит фурнитуру налепил?
Оказывается, я совершенно незнаком с новыми стандартами образования.
– Сейчас в седьмых классах дети занимаются проектной деятельностью. Все семиклассники получают задание по определенным направлениям, собирают теоретический материал, делают практическую часть, готовят презентацию и выходят на защиту своего проекта. Увлекательная, познавательная работа. У меня, как руководителя, в этом году несколько проектантов. Наш герой не очень ладит с остальными предметами в школе, звезд с неба не хватает, но очень общительный, веселый, деятельный мальчишка, – рассказывает Вера Геннадьевна об обладателе таинственного щита. – Мирзиайдину надо что-то делать руками, но желательно быстро, чтобы был результат. Случай подсказал, что мы с ним будем делать. Наш годовалый внук увлеченно щелкает выключателем, крутит шпингалеты, поворачивает защелки. Это доставляет ребенку несказанное удовольствие. Может заниматься данной деятельностью продолжительное время. Моторика развивается. Оказывается, замочками и крючочками увлекаются не только маленькие дети.
Вот мы с Мирзиайдином и решили, что создадим такую доску для развития мелкой моторики у детей. В прикладной педагогике такие доски называются бизибордами. И ничего, что уже придумано название. Нам пришлось самим приложить немало усилий, чтобы данный предмет появился на свет. Дощечки подбирали, составляли набор предметов на щите. Теперь будем готовить описание и презентацию, учиться выступать перед публикой без запинок, – продолжает рассказ Вера Геннадьевна, – Когда глаза у ребенка горят, значит, есть в нем искра божья. В таких проектах детям самим интересно участвовать, и они становятся интересны другим. Находят свое место в коллективе, классе, школе…
– А у вас уже в прежние годы были какие-то проекты? – спрашиваю из любопытства, потому что тема для школы оказалась не нова. Еще в прошлом веке многие учителя пытались уходить от традиционных форм обучения в проектную деятельность.
– Конечно. Уже несколько лет в школе ученики седьмого класса погружаются в разработку разных проектов. Я, например, знаю, что ученики с Олесей Камаловой, учителем истории, уже несколько лет собирают материал по истории своей школы. Делают иллюстрированные брошюры с рассказами об учителях. Я сама занимаюсь прикладным творчеством и технологиями изготовления предметов из разных материалов. В прошлом году с одним учеником работали над декоративными изделиями. Вот вы как думаете, стилизованную греческую напольную вазу из чего можно сделать?
– Из глины.
– Если нет навыков, ничего не получится. И материал зимой найти очень сложно. Мы, например, пошли по пути использования вторичных материалов. Втулка от рулона линолеума стала основой, вспомогательными материалами – картон и бумага. Изготовляли клей, применяли технику папье-маше. Процесс длительный, но интересный. Нужно терпение, усидчивость. Потом изделие расписали. Декоративный предмет готов. Он функционален. Естественно, что ученик должен описать все этапы, назвать все ингредиенты, последовательность действий. Рассказать об этом.
– Это все простые вещи. Но сейчас дети больше в компьютерах сидят. Не требуют, чтобы проекты с компьютерной техникой были связаны?
– Я сама учусь. Есть идея сделать проект в 3-D графике. В этом году такая идея была принесена одной из участниц проекта. До этого мы строили модель детской комнаты, но в реале. Для меблировки из пивных банок резали образцы мебели: столы, стулья. Потом проект защищали! Какие-то вещи я делаю вместе со своими подопечными. Вот с Камилой Адхамовой у нас был проект креативной сервировки. Волновались и она, и я.
И обо всем этом Вера Воложанина, специалист по трудовому обучению и технологиям основной общеобразовательной школы села Большое Баландино, рассказывает с огромным восторгом. Нет для учителя препятствий, не встает неразрешимых вопросов: что придумать? где взять? куда пожаловаться? Учитель вынужден мыслить креативно. Главная его задача научить, как воплотить проект в жизнь, используя то, что есть под рукой. Только так в школах появляются эксклюзивные фотозоны, уголки отдыха, предметы декора. А выпускники, прошедшие такую школу, потом продолжают устраивать собственный дом и собственную жизнь самостоятельно.
Владимир Бреднев