Есть профессии, в силу своей специфики окружённые ореолом романтики, и потому особо любимые писателями и кинематографистами. В полиции, например, это сотрудники уголовного розыска. Но ведь есть же в полиции и другие службы, не менее важные, но незаслуженно обойдённые вниманием пишущей братии – следствие, например. Восполним этот пробел и пообщаемся со следователем следственного отдела ОМВД по Сосновскому району лейтенантом юстиции Юлией Шамовой.
Юлия Евгеньевна работает в органах внутренних дел более 5 лет. Имеет высшее юридическое образование. Напряженный график и ежедневный тесный контакт с криминальным миром не мешают лейтенанту воспитывать двух детей и прекрасно выглядеть.
– Как сегодня работают следователи?
– Задача следствия – установление истины, направление уголовного дела в суд. Следователи в составе оперативно-следственной группы выезжают на место преступления, собирают доказательства, улики, возможные следы преступника. Назначают экспертизы по изъятым доказательствам, дактилоскопические исследования. В общем, руководят процессом расследования преступления. Затем на основе собранного материала принимают решение — возбуждать уголовное дело или нет. Следователь проводит и первоначальные следственные мероприятия: допрашивает потерпевших, свидетелей и самих подозреваемых. Хочу отметить, что сейчас очень сильно изменилось отношение людей к полиции: свидетели и потерпевшие начали больше доверять сотрудникам, рассказывать все начистоту.
– Какой у вас график работы?
– На работу я прихожу в 8 утра. Отвожу сына и дочь в школу.Заканчиваю работу по-разному, в зависимости от запланированных следственных действий. Но в среднем работаю до 19 часов. Пять-шесть раз в месяц выпадают суточные дежурства. Стараюсь выстроить свой день так, чтобы всегда оставалось время на детей. И, возвращаясь в семью, я полностью отстраняюсь от работы.
– Из чего складывается зарплата следователя?
– Количество раскрытых дел влияет на премию. Чем лучше работаешь, тем больше зарплата. Нет такого, что у всех она одинаковая. Добавляются и районные коэффициенты, надбавки за стаж работы. Кроме того, предусмотрены ежегодные доплаты за переработку и за суточные дежурства. Если ты почетный сотрудник, стараешься быть лучшим – будет еще больше.
– Что главное в работе следователя: знания или личностные качества?
– Для следователя очень важен характер. Он должен уметь концентрироваться, планировать свою работу, иметь практичный аналитический ум. Я, например, больше математик, чем гуманитарий, поэтому мне довольно легко работать – сразу все по полочкам. Объем работы очень велик, поэтому необходимо следить, чтобы по каждому делу вовремя проводились следственные действия, оказывать помощь каждому обратившемуся. Я планирую свою работу на две недели вперед. Из графика не выбиваюсь. Важна и твердость характера: преступникам нужно доказывать их вину, сами они признают ее редко.
– Физические качества для следователя важны?
– Конечно. Мы несколько раз в год сдаем нормативы по физической подготовке. Приемам защиты уделяется очень большое внимание: каждый сотрудник обязан уметь защищаться. Проходим и стрелковую подготовку: стреляем на время и точность.
, Приходилось применять боевые навыки и оружие на практике?
– К счастью, полученные навыки ни разу использовать не пришлось. Сила слова, подкрепленная законом – главное оружие для следователя.
– У вас есть планы по раскрытию преступлений?
– Плана по количеству дел нет. Есть максимальный срок следствия – два месяца, в исключительных случаях – продлевается. В последний раз я расследовала дело семь месяцев, потому что потянулась цепочка – со слов свидетелей выяснилось, что есть еще потерпевшие, возбудила дополнительные уголовные дела. В итоге в суд переданы 19 уголовных дел, объединенных в одно производство.
– Как тогда отчитываетесь о проделанной работе?
– Каждый день нас собирает на планерку начальник следственного отдела подполковник юстиции Мария Пашнина, которая спрашивает с нас ежедневный план работы, перспективы дел, отчет за вчера. Она все контролирует, мы все с ей обсуждаем.
– Как люди попадаются на удочку преступников?
– Множество преступлений происходит из-за доверчивости граждан. В 70% случаев люди доверяют словам без документального подтверждения. Доверяют и незнакомцам, главное – красивые слова. При том потерпевшие отнюдь не дураки, на их месте может оказаться любой. Свою роль играет и корысть – желание заработать легкие деньги, азарт самих потерпевших. Примером тому всяческие «народные кассы». Люди чаще всего до последнего не могут отказаться от надежды получить навар: даже когда сотрудник полиции прямым текстом заявляет, что человека обманули, он свято верит, что получит свои деньги. Тяжело расстаться с мечтой. Недавно две женщины убеждали меня в невиновности злоумышленницы, доказывали ее невиновность, несмотря на доказательства и неоднократные судимости преступницы. Это сила внушения, они ей искренне верили. Бывает и такое, что люди пишут расписки в получении денег, когда их в глаза не видели. И на миллион рублей, и на два, и на три. Обманщики их убеждают: сегодня подпись, а завтра – деньги и документы. На завтра, конечно же, ничего нет, а потерпевшему показывают его же расписку со словами «ты все получил вчера».
– То есть верить нельзя никому?
– Нет, конечно, мир полон добрых людей. Преступники среди нас, но их не так много. Не каждый человек, увидев шанс совершить преступление, им воспользуется.
– Как заставить преступника признаться в содеянном?
– По экономическим преступлениям мошенники, как правило, не сознаются. А если преступник был судим – рассказывает мне, что в прошлый раз его осудили ошибочно. Нужно давить на обстоятельства. Бывает, выхожу на то, что преступление – рецидив и предлагаю «скостить» срок при возмещении ущерба. Кстати, изучив дело, соглашаются, когда видят прямые доказательства следствия.
– Что в работе приносит удовольствие?
– Люди очень благодарны возмещенному ущербу, установлению истины. Я контролирую дело и веду его до принятия судом решения. Это и удовлетворение от признательности людей. Потерпевшие выдерживают больше года следствия и суда, ходят на каждое судебное заседание – это очень тяжело, страшная нагрузка. А получив решение суда, звонят и плачут от радости.
– В детективных книгах и фильмах преступления раскрывают и преступников задерживают, как правило, сотрудники уголовного розыска. Следователь же, складывается впечатление, находится где-то на периферии этих событий. Сидит себе в кабинете да складывает в папочку то, что ему принесут. А на деле?
– А на деле следователь является организатором процесса раскрытия и расследования преступлений. Начнём с самого начала. Вот в дежурную часть полиции поступает сообщение или заявление о преступлении. На место выезжает следственно-оперативная группа. И именно следователь её возглавляет, определяет её состав. Например, говорит: сегодня мне нужен сотрудник уголовного розыска, участковый, криминалист, кинолог с собакой – в зависимости от характера преступления. Во время осмотра места преступления следователь руководит группой, ставит задачи каждому члену группы: кто и чем займётся, куда пойдёт, с кем поговорит, кого опросит, что должен найти. Потом следователь анализирует собранную этими сотрудниками информацию, выстраивает свою версию и принимает решение: либо возбуждать уголовное дело, либо в возбуждении дела отказать.
Наталия Шандер, специалист по связям со СМИ
фото предоставлено отделом МВД по Сосновскому району