Сегодня, наверное, нет в нашем обществе человека, которого бы не затрагивала тема военного конфликта на Украине.
Проведение специальной военной операции по демилитаризации и денацификации сопредельного государства, ставшего угрозой для мирной жизни в России, обнажило ряд проблем. Не хотелось бы, чтобы они стали причиной несогласия в нашем обществе. Должны же быть какие-то скрепы у нас, чтобы противостоять тому потоку недобросовестной информации, которая лавиной хлынула в наше информационное пространство.
Об этих скрепах, о народном мироощущении, о становлении понимания переплетенности культур, следовании традициям, музыкального единения мы поговорили с Заслуженным работником культуры Российской Федерации, почетным гражданином Сосновского района, бессменным руководителем известного в России и за рубежом ансамбля «Митрофановна».
– Общественные науки вроде определились с пониманием, что в социуме все циклично: период взлета, период стагнации, период падения, упадок жизненной энергии, неимоверный ее всплеск. Думаю, Геннадий Иванович, вам за долгую творческую жизнь пришлось все эти этапы пройти. И продолжать работать в сегодняшнее время. Скажите, на какой стадии сегодня находится наша народная культура? И на какой энергетической стадии находитесь вы?
– Сегодня обстановка в нашей стране очень непростая. И с началом военной операции в Украине большинство жителей России пришли к уверенности, что всё было сделано правильно!
Мы, работники культуры, всегда были работниками идеологического фронта. Но вдруг идеология стала для нас всех запретом. На фоне технического прогресса, всеобщей цифровизации, появления интернета мы все повернулись к западной модели развития общества, к «красивой» жизни, обвёрнутой в яркую рекламную обложку, предложенной западными же идеологами, – говорит Геннадий Зыков.
Продолжая свою мысль, Геннадий Иванович делает небольшой экскурс в историю, наглядно нам показывая волнообразность развития культуры в ближайшие от нас исторические периоды:
– Люди моего поколения получили неплохое образование, нас научили размышлять, анализировать, сравнивать и приходить к выводам.
Давайте вспомним немного историю. До революции в России не было ни хоров, ни художественной самодеятельности, ни клубов. А вот народное творчество, песня – были всегда. В каждой трудовой и крестьянской семье пели колыбельные, играли обрядовые песни, мастерили музыкальные инструменты, провожали на войну, оплакивали песнями-плачами ушедших в мир иной близких, сочиняли частушки. Но вот пришли большевики и стали менять мир на другой лад. Появились избы-читальни, театры для широких масс. Народных мастеров пения собрали в большие хоры. На старые, царского времени мелодии переложили новые тексты, появились новые гимны. Появилась цензура. И всё вроде бы умно и правильно! И пошли по стране смотры-конкурсы, огромная часть населения встала в хоры. Пели одни и те же песни, прошедшие цензуру, надевали одни и те же костюмы с сарафанами и кокошниками, рубахами-косоворотками. А что – удобно! И под присмотром народ, и в правильном направлении идут, поют правильные песни! Но за десятки лет обезличились коллективы, опустели залы от зрителя, потеряли самодеятельные дарования интерес к выступлениям на сцене. И вдруг! В Новосибирске был снят и показан по центральному телевидению первый слёт гармонистов, который устроили братья Заволокины Геннадий и Александр. Это был ошеломляющий прорыв! Оказывается, мы все разные! Телепередача «Играй, гармонь» получила бешеный успех! Почему? Да потому, что в каждой семье, в каждой деревеньке, в каждом районе, в разных городах и регионах страны «Улошные», «Подгорные» и «Матани» играются совершенно по разному, с каким-то «кандебобером», с коленцами и выдумкой! А играют на гармошках удивительные, бесспорно одарённые люди и поют под эти гармони совершенно другие, не привычные для нас, песни, простые и бесхитростные.
Руководитель народного ансамбля знает, о чем говорит. Даже его родной коллектив в течение своей жизни менялся: искал, находил, развивался. Умел воспринимать, обрабатывать, переживать и показывать зрителю свое, фирменное.
– Мне повезло, с ансамблем «Митрофановна» мы побывали на многих фестивалях «Играй, гармонь», познакомились с огромным количеством гармонистов из разных краёв, довелось увидеть всё движение гармонистов изнутри, все противоречия и даже борьбу! Не секрет, что закостенелые цензоры живы и по сей день. В новых модных музыкальных веяниях, захвативших медиабизнес, народное творчество не считается нужным форматом. Телевизионная программа «Играй, гармонь любимая» пробивалась через различные препоны с трудом и тяжело.
В Челябинске первым подхватил и развил идею создания клубов гармонистов Виталий Абрамович Вольфович. Благодаря ему сегодня выросло целое поколение талантливых исполнителей и коллективов. Во Дворце железнодорожников продолжаются их встречи со зрителями, неизменно собирая аншлаги. Мы давно уже, читая и слушая интернет, знаем о поиске некоей национальной идеи. Я всегда завидовал многим национальным культурам в нашей стране, сохранившим свои традиции и особенности, свою музыкальную и песенную культуру. А вот мы, русские, многое подрастеряли.
17 апреля ансамбль «Митрофановна» показывал своё творчество в Челябинске, во Дворце железнодорожников. Я знаю, что в переполненном зале были люди самых разных национальностей, мы все испытали чувство единения, творчество всегда объединяет. Мы впервые вместе с народным ансамблем «Любава» исполнили песню Андрея Ульянова «Верните, люди, родину свою», которую он сам же и запевал. Зал долго не отпускал нас, продолжая аплодировать! Два с половиной часа действия пролетели как миг. Технические работники ДК торопливо переоборудовали сцену. Наступая нам на пятки и ожидая у гримёрок, готовился к своему вечернему юбилейному концерту Государственный Волжский русский народный хор. Подумалось: «Вот оно попёрло наше, исконное»… – и, счастливый, засмеялся.
Нам, работникам культуры, видятся глубокие перемены в обществе. Работы непочатый край! И главное направление в этом: объединение и очищение нашей русской культуры от всего наносного, внимательное и бережное отношение ко всем творческим проявлениям, традициям семейным и общественным.
Прославление человека труда, как физического, так и интеллектуального! И самим ещё «учиться, и учиться…!»
Вот таким обстоятельным получился у нас разговор с жителем села Кременкуль, музыкантом, поэтом, общественным деятелем Геннадием Ивановичем Зыковым.
Владимир Бреднев
фото из архива редакции