Пионеры – юные строители страны
Ровно сто лет назад Российским коммунистическим союзом молодежи было провозглашено всероссийское детское движение юных спартаковцев. Так 19 мая 1922 года родилась пионерская организация в СССР. В 1924 году, после смерти В.И.Ленина, ей присвоили имя вождя мирового пролетариата.
Пионеры в массе своей были ориентированы на помощь взрослым в строительстве государства. Мне довелось читать заметки пионеров сороковых годов, когда в школах Сосновского района пионерские отряды помогали взрослым на сельскохозяйственных работах. Огромную помощь оказывали мальчишки и девчонки во время Великой Отечественной войны. Сейчас школьники и представить себе не могут, как это собирать колоски или заготавливать печную золу, пилить дрова для того, чтобы отопить помещение школы, или всем отрядом вывозить навоз на поля с колхозной фермы. Говорят, в середине пятидесятых годов появился лозунг-анонс: «Пионеры – строители коммунизма!» И большинство пионеров того времени верили, что в XXI веке в нашей стране будет построен коммунизм, что СССР будет самой передовой державой мира, под крыло которой будут стремиться люди со всего земного шара.
Священное Красное знамя
В семидесятые годы в пионерской организации развивалось тимуровское движение. По примеру героев книги «Тимур и его команда», написанной Аркадием Гайдаром до начала Великой Отечественной войны, пионеры брали шефство над одинокими ветеранами труда, над семьями погибших защитников Родины, над ветеранами Великой Отечественной войны. В деревнях и селах на воротах участников Великой Отечественной войны были закреплены красные звезды. И там, где пионерские организации возглавлялись авторитетными членами пионерской дружины и активным комсомольским активом, тимуровская работа была на высоте.
Два раза в год пионеры участвовали в сборе металлолома, пару раз в сборе макулатуры. А вот сдавать пустую стеклотару считалось верхом мещанства. На сданные бутылки пионеры могли в соседнем магазине приобрести бутылку газированной воды и купить конфет без оберток. Странно, но и газированная вода, и эти конфеты, припудренные порошком какао, всегда были слаще тех, что были дома.
Священным ритуалом в пионерской организации был пионерский сбор. Когда я перешел учиться в шестой класс, в нашу школу в первый раз на моей памяти, приехали работать новые молодые учителя. Среди нескольких новеньких учительниц была Рашида Мазитовна Бикбулатова – учительница математики и наша старшая пионервожатая. С Рашидой Мазитовной мы устраивали первые пионерские дискуссии, ходили в пионерские походы, готовили поэтические и музыкальные вечера. А каким торжественным был ритуал выноса Красного знамени на пионерских сборах. «Товарищ старшая пионервожатая! Дружина имени трижды Героя Советского Союза Александра Покрышкина на торжественный пионерский сбор построена!»– рапортовала председатель Совета дружины. Здесь нужно заметить, что в руководстве пионерской организацией доминировали девчонки.
«Знамя дружины внести! Равнение на знамя!» – на всю рекреацию школы звучал приказ Рашиды Мазитовны.
И под бой барабанов парадным шагом выходил знаменосец с развернутым знаменем, в сопровождении почетного караула.
Не помню, чтобы гимны звучали часто, но то, что Знамя есть священная реликвия и хранить ее нужно до последней минуты своей жизни, знали все мальчишки.
Наверное, главным приоритетом пионерского воспитания было воспитание коллективизма. Никто не отменял лидерских качеств или проявлений индивидуальных способностей, просто они шли на пользу всем. Лидер – помогай другим, есть индивидуальные способности – проявляй. Лучшие спортсмены всегда выступали в командах за свою школу. Научился Мишка Кадников играть на гармони, а Юра Ананин на гитаре – всегда в первых рядах на смотре художественной самодеятельности. Числился я в хорошистах, домашнее задание ко мне приходил готовить Шура Куликов. Не все и не всегда у него получалось, но Шурка был упорным. Приставал с вопросами. И мы, как могли, разбирались в учебных формулировках. При этом никогда не забывали покататься на лыжах, погонять шайбу на льду озерка, помочь родителям. И если в шестом и седьмом классах у Сани учеба шла туго, то к восьмому Александр Куликов по большинству предметов стал успевающим учеником и был избран секретарем комсомольской организации в нашей школе. А мой опыт подспудно проявился потом. И я потом учил в нашей школе Шуркиных младших братьев.
Вот с фотографиями того времени в моем архиве совсем туго. Но другие мои знакомые и одноклассники что-то сохранили.
Норка для змейки
Со Светланой Михайловной Коршуновой мы учились в Солнечной школе, потом какую-то часть жизни посвятили педагогике. Вот что рассказывает Светлана Михайловна о первом опыте пионервожатой в пионерском лагере.
«Было это в 1988 году. Лето. Озеро Сугояк. Пионерский лагерь «Геолог». Это было мое первое и незабываемое лето в качестве пионерской вожатой в пионерском лагере. Первый день. Заезд в пионерский лагерь. Не совсем знакомые дети, мало знакомый коллектив, все кувырком. Погрузка в автобусы, переезд и высадка в пионерском лагере. На отборе мы не досчитались двоих. Потеряли! Паника! Отряд в пятьдесят детей. На руках списки. Выясняем, кого нет? Куда могли подеваться? Не сквозь же пол автобуса провалились при переезде. Выдохнули, когда увидели, как старший вожатый ведет наших потеряшек.
Что же случилось? За территорией пионерского сада старый сад. В июне еще все ягоды и фрукты зеленые. Но дети все равно готовы попробовать. Чтобы избежать неприятностей с поеданием зелени, всем, кто въезжал в пионерский лагерь, рассказывали ужасающую историю о том, что в старом саду живут гадюки. Змеи смертельно опасны.
Пионерские вожатые проникались предупреждением, верили в наличие в зарослях сада, расположенного у воды, в наличие гадюк. А вот дети…
Спрашиваем у потерявшихся:
– Где были?
– В саду!
– С ума сошли! Вы что там делали?
– Норки рыли для гадюк. Чтобы они в норках жили и не кусались…
Дети оказались сердобольными и готовы были пожалеть даже ядовитую змею.
– Потом еще было много историй. Сейчас они стали веселыми воспоминаниями, – рассказывает Светлана Михайловна.
Песни у вожатского костра
А вот с Еленой Хаербашаровой мы познакомились во время моей педагогической деятельности в школе села Большое Баландино. Все районные конкурсы детского разнообразного творчества проходили тогда под эгидой районного Центра детского творчества, в котором работала Елена Юрьевна. И даже повышение квалификации педагогов внеурочного образования мы проходили на базе этой же организации. Помню, собрались на совещание. Все такие широколобые, задумчивые, с морщинками на лбу и у носа. С блокнотами и ручками. А нам, бац! И коммунарский сбор! Тогда они только, только набирали обороты. И мы из педагогов, пусть и молодых, шагнули назад в пионеры. Пели, рисовали, придумывали ситуации или из ситуаций со смехом и шутками выныривали.
Очень часто пионервожатые были чуть старше своих подопечных. Именно об этом рассказывает Елена Юрьевна.
«В пионерском лагере Сосновского района «Юбилейный» я работала старшей пионервожатой, то есть начальником над всеми вожатыми, а Рамиля Жамгиятовна Насырова была старшим воспитателем. Наверное, это был 1989 год.
Все самое, самое интересное в пионерских лагерях всегда происходило после отбоя. Понятно, отбой по расписанию. А душа полна восхищением жизнью. Начало ночи веселое время для детей и нелегкое для воспитателей. В корпусах смех, визг, самые необходимые походы из корпуса. И постепенное умиротворение. Затихание. Все заснули. Можно расслабится. Идем по территории и слышим шум в одном из корпусов. Заходим. Воспитатель мечется одна. На вопрос: «Где вожатый?» – пожимает плечами. А на часах полночь. Вожатых нет вообще, ни на одном отряде. И тут мы слышим звучание гитары. Идём на звук. Картина маслом: костёр, все вожатые отрядов в кругу поют песни. Мы со старшим воспитателем развернулись и ушли. Так хорошо они пели. Прошли по отрядам. Всё спокойно.
Вожатые-то студентами были, чуть постарше своих подопечных. Утром на планёрке я сказала единственное: «Хотя бы меня с собой пригласили».
Все-таки за детей главную ответственность несли воспитатели. Они оставались на отрядах. Пионеры в корпусах всегда были под присмотром».
Конец счастливой эпохи
Я специально изменил слово в известной большинству людей моего поколения фразе «Конец прекрасной эпохи». Наша эпоха, эпоха детства в середине семидесятых-восьмидесятых была по-настоящему счастливой. К сожалению, среди моих знакомых сейчас есть люди с полувековым стажем жизни, кто говорит, что их детство было несчастным, пропитанным политической ложью, связанное по рукам и ногам «измами» и издержками пионерского и комсомольского коллективизма. Почему-то этим господам, и сейчас-то до конца не разобравшимся, в какой ситуации они находятся, мало верится. Неужели они уже тогда были такими высоколобыми? Из моих одноклассников таковых, видимо, не было. Самыми большими несчастьями моих друзей были двойки. Великими горестями – умер или ушел из семьи отец, мамка выпивает и дома лупит за неприбранный огород. Но веры в то, что мы вырастем и станем, как Чкалов, Чапаев, Гагарин, Никулин или Шолохов, по-моему, было больше. Но все счастливые эпохи уходят.
Моя молодая коллега Ольга Блатнер побывала близ поселка Каштак, побродила по старым аллеям, верандам и террасам бывших корпусов пионерского лагеря.
Нашла разбитую фигуру горниста со звездой на груди. Если чуть покрутить спираль времени, то без особого труда мы увидим: наши прадеды отказались от привычного мироустройства, сломали его и с удесятеренными усилиями стали строить совершенно неведомый, не знаемый мир, полный экономической справедливости. Потом наши отцы и мы сами отказались от мира всеобщей справедливости. И обратили свои взоры вновь к миру материального достатка. Он был там, где всегда солнце заходило за горизонт. И какой же виток спирали нас ждет в будущем?
Пост Ольги Блатнер с разрушенными зданиями привлек большое число пользователей соцсети «ВКонтакте». Обсуждали разное. Но задело, я думаю, былое.
Сейчас, спустя много лет, вспоминая дни пионерского детства, я уверен, что они были наполнены романтикой, светом звезд и мечтой об алых парусах.
Владимир Бреднев
Фото Елены Хаербашаровой, Светланы Коршуновой, Ольги Блатнер