Тамара Егоровна и Александр Александрович Сатонины 27 мая отметят пятидесятипятилетний юбилей совместной жизни – изумрудную свадьбу. Будут цветы, поздравления, пожелания долголетия от детей, внуков и правнуков, друзей и знакомых. А нам накануне такого события очень захотелось узнать секрет семейного долголетия. Мы напросились в гости к Тамаре Егоровне и Александру Александровичу.
Я сегодня гость. Поэтому лучшее место за столом мне. Конфеты «Кара-Кум», бутерброды и вишневое варенье из личного сада тоже для меня. Александр Александрович с юмором рассказывает о привязанностях жены к земле:
– Мы продали частный дом, где были и сад, и огород. Решили, что заниматься домашним хозяйством стало тяжело. Купили в Долгодеревенском квартиру. Но прошло немного времени – купили садовый участок, чтобы у нас были свои огурчики-помидорчики. Тамара у меня не может без земли.
Помнишь, как все начиналось
И у Тамары Егоровны, и у Александра Александровича корни крестьянские. Родились они в деревне.
– Я родился в деревне Новая жизнь Аргаяшского района. Теперь уж ее нет. Но мы, бывшие жители, собрали деньги и поставили на самом высоком месте памятник нашей исчезнувшей деревне. Ездим на старый погост, где навечно упокоились родственники, – ведет свой рассказ Александр Александрович. – Я школу окончил и от своего колхоза был направлен в Челябинск в институт механизации и электрификации сельского хозяйства. Будущая моя супруга родилась в Курганской области, в селе Чумляк Щучанского района.
– Я окончила семилетку и поехала в Челябинск, поступила в училище строительного профиля. После окончания меня распределили в село Дербишево на строительство школы. А уж потом я вечернюю школу окончила, – вспоминает Тамара Егоровна.
– Тома работать приехала, а я на выходные домой приезжал. Так на танцах в клубе и познакомились. Встретились мы в шестьдесят шестом году. В шестьдесят седьмом расписались, – вот так просто сегодня рассказывает о судьбоносных днях своей юности Александр Сатонин.
– В Челябинске мы поженились. Как бываем в городе, мимо нашего ЗАГСа проезжаем, так что-нибудь и вспомнится. Свадьба у нас была студенческая… – добавляет Тамара Егоровна.
– Витя Зубов с женой тоже в этот день женились. В лабораторном корпусе гуляли. Скинулись друзья по пять рублей, и пир горой… Видимо, время было замечательным, если через пятьдесят пять лет наши герои помнят столько подробностей.
В семейной жизни всегда есть яркие, запоминающиеся моменты, которые с годами становятся легендарными. Тогда было трудно и безрадостно, а вспоминается с улыбкой. Вот и мои герои вспоминают с улыбкой о том, как вернулись жить в деревню. Старший Сатонин благословил молодоженам телку. А как должна жить семья в деревне? Не иначе как с коровой.
Юра, Володя и Александр
Тамара Егоровна вспоминает, что корова жила в приспособленном помещении бывшего здания деревенской школы, где поселились молодые. Потом Сашу призвали в армию, и она осталась жить в деревне одна, дожидаться мужа, будучи беременной первым ребенком.
В 1972 году Сатонины переехали в поселок городского типа Новогорный. Жизнь в особом поселке, снабжавшем электроэнергией закрытый город Челябинск-40, была совершенно другой, нежели в колхозах Челябинской области. Александр становится сотрудником Южноуральского строительного управления – огромной организации, в состав которой вход
ит множество подразделений промышленного и жилищного строительства. Тамара Егоровна работает нянечкой в детском саду.
– Мы с Тамарой раз в пятилетку дарили стране ребенка, – смеется Александр Александрович. – Старший родился, я в армии был, в шестьдесят девятом. Потом брат у него появился в семьдесят четвертом. И третий сын в семьдесят девятом. Первого назвали в честь Юрия Гагарина – Юрой. Второго, наверное, называли в честь Ленина Володей. А третьего назвали Александром.
– Юра у меня был хорошим помощником, – говорит Тамара Егоровна. – Помогал мне во всем. Бывали времена, когда Александр уезжал на работу затемно. А у нас в Новогорном очень быстро хозяйство завелось, наверное, по привычке. Жили на четвертом этаже, но сад был и скотный двор был. Мы и корову держали. И поросенка. Зимой пурга, темно, тропинка узенькая среди сугробов, а я по два ведра каши тащу в сарайку корову кормить, поросенка. Иной раз так и заплачу. А не попускалась хозяйством. Радовалась, когда мы свой дом в Новогорном купили. Все рядом. Сад около двора. Парни росли, х
орошими помощниками у нас были. Все в доме делали. Как и мы. Я даже старшего, когда он уже в военном училище учился, у командира просила в отпуск, чтобы помогал сено косить. И все наши дети выросли трудолюбивыми. Старшие сыновья офицеры. Младший занимается строительством. К нам сейчас приезжают по возможности. У нас есть три внучки и правнучка Аврора.
– Внучки тоже молодцы. Учились и учатся на отлично, – доволен дед.
Бабушка и дедушка рассказывают про внучек, где они учились и чем занимаются. Дети у Сатониных были в гостях на майские праздники. И Тамара Егоровна сетует, что в День Победы долго собирались на торжественные мероприятия, но потом с удовольствием посмотрели выставку техники и побывали на концерте.
Как жили? В радость!
Александр Александрович тоже большой любитель техники.
– Мы с Томой без техники не жили. В Новогорном купили мотоцикл «Урал». Для молодой семьи того времени он стоил больших денег. Съездили к отцу, он немного подкинул, потом на работе помогли. И мы стали обладателями такой чудесной вещи. Но ненадолго. Семья разрасталась, нужно было три пассажирских места. Купили желтый «Запорожец». Потом купили «Жигули». Помогали коллеги. Коллектив в управлении был замечательный, – продолжает вспоминать Александр Александрович.
Я уже не раз замечал, что люди советской эпохи очень часто свое благополучие, хорошо сложившуюся жизнь соотносят с хорошим коллективом, товарищами по работе. Об этом и говорю моим собеседникам.
– А как же иначе? – восклицает Александр Александрович. – Нас, приехавших из другого места, люди приняли. Очень быстро сложились отношения, появились знакомые и друзья. У нас была ведь не только работа и работа, – была отличная веселая жизнь, когда общение друг с другом доставляло удовольствие и радость.
В Новогорном был стадион, огромная такая площадка без всяких заборов. Только скамейки стояли. И вот в погожий день к вечеру к этому месту стягивались люди из разных подразделений нашего управления. Там и спортивные соревнования завязывались. И чего греха таить, пивко мужчины попивали. Находился человек с гармошкой. И вот тебе праздник. Какие песни пели! И вот так жизнь шла. Теперь скажу – жизнь летела. Десять лет вместе, пятнадцать. А тут уже и старший сын сказал, что жениться будет. Средний, младший.
Тамара Егоровна вспоминает, как свататься ездили в Пермь, как со сватами встречались. Или какая необычная свадьба была в Кыштыме, когда близ усадьбы Демидовых проводили старинные обряды…
Конечно, мы открываем старый альбом с семейными фотографиями. В альбомах того поколения хранятся профессиональные фотографии с конференций и курортов, когда профессиональные фотографы выстраивали всех в три ряда или рассаживали перед объективом фотоаппарата, либо заделывали в кружочки, как на общих школьных фотографиях. А вся остальная веселая, счастливая жизнь хранится в любительских, не очень четких, но, безусловно, самых дорогих снимках. На них смеющиеся лица друзей и глаза любимых. На них то счастливое прошлое, что помогает жить в любви в настоящем.
Где же тот самый секрет семейного долголетия?
– Наверное, мы в своей жизни были всегда чем-то заняты. В праздности не зависали. И поэтому нам некогда было ссориться, делить что-то, разбрасываться обидами, – подводит итог Александр Александрович. – Семейные ссоры и перепалки, конечно, были. Без этого никак. Но милые бранятся, только тешатся. Наши симпатии друг к другу все равно были сильнее всех размолвок, наши дети были нашим связующим звеном. Вот так мы и дожили до нашей изумрудной свадьбы.
Автор: Владимир БРЕДНЕВ
Фото: автора и из личного архива семьи Сатониных.