Нынче День России совпадет для нас с вечером встречи выпускников. Это кажется невероятным, но нашему выпуску исполняется ровно 50 лет!
В июне 1972 года мы прошли сквозь пекло экзаменов и сверкающий подиум выпускного. Затем для одних ребят были новые экзамены, для других поиски и колебания, для третьих сразу работа. Эти пять десятилетий два наших класса оказались верны подростковому братству, оно не раз выручало нас в трудные дни.
Большинство наших учителей в те времена были звездными асами. Многих уж нет с нами, светлая им память. Но какое счастье, что с некоторыми мы снова сможем встретиться!
Когда мы выбирали, кем быть, в школе сложился очень сильный естественно-научный «пул» – непревзойденная Людмила Сергеевна Бахарева (химия), Евдокия Александровна Дудченко (биология), Таисия Артемьевна Желнина (география) и другие педагоги. Они умели строить уроки так, что дети чувствовали себя первооткрывателями. Это их заслуга, что выбрали медицинские или педагогические вузы отличницы Ирина Маринина, Галина Захарова, Людмила Горбунова, Любовь Стрелкова и другие девчата.
Наши продвинутые гуманитарии Галина Уразаева (юрист), Борис Хрипушин (учитель), Надежда Колчина, Наталья Рыбина, Ирина Петрова, Клавдия Фокина и их друзья ловили каждое слово на уроках литературы (Анна Алексеевна Рыжкова) и истории (Аполлинария Гермогеновна Потапова). А потом звенел звонок и начинались предметы, на которых мы набирались новых сил, навыков, эмоций и впечатлений. Музыку, рисование и военное дело нам преподавали братья фронтовики Степан Иванович и Валентин Иванович Кузнецовы, трудовое обучение – супруги Александр Андреевич и Нина Алексеевна Рысевы, физкультуру и черчение – Леонид Алексеевич Ванюков (у девочек Вера Андриановна Бочкарева).
Как это часто бывает, многие мальчишки на уроках не тянули руки, но жизнь показала – стали отличными специалистами – военными, инженерами, фоторепортерами, руководителями. Такими, как Александр Симаков, Алексей Казанцев, Михаил Эммерих, Валерий Калганов, Юрий Маркин, Анатолий Нечаев, другие парни. К этой же надежной когорте еще не так давно мы всегда причисляли тех, кто рано ушел, – инженеры Николай Трапезников и Александр Русаков, летчик, офицер Вячеслав Завьялов…
В этом памятном перечне не только ребята, но и дорогие наши девочки. – Мы вас помним, вы с нами.
Наконец мы подошли к самым главным наставникам, без которых трудно представить эти десять лет в Долгодеревенской школе. Первой учительницей «а» класса стала Антонина Андреевна Комлева, «б» класса – Ирина Илларионовна Афанасьева. Мы малыши, мы послушны, девочки их во всем копируют и даже стараются проводить до дома… Но вот наступает подростковый возраст с его проблемами, конфликтами, каверзными вопросами, несогласием «жить как все» и даже детской комнатой милиции. На часах России начало особого времени (для кого-то «застоя», для кого-то стабильности) – но учителям и в те годы хватало детских каверз и возмутителей спокойствия.
Сейчас нам кажется, что наши биографии сложились бы бесцветными, если бы не две сильные яркие личности. Классные руководители!.. Одухотворенный учитель литературы и русского Нина Алексеевна Борцова и блестящий физик Анна Кузьминична Сарафанова.
Нина Алексеевна добровольцем ушла на фронт после того, как прочитала очерк Петра Лидова «Таня» – о Зое Космодемьянской. Девушка техник-лейтенант отвечала за приборы и установки. Награждена после боев на озере Балатон медалью. Недавно мы нашли информацию о ней как о младшем лейтенанте 583-го зенитного артиллерийского полка на областной «Стене памяти». Сообщалось, что в 1961-1964 годах Нина Алексеевна работала директором Ункурдинской школы – и что умерла в селе Долгодеревенском.
Эти строки писали неведомые нам и любившие ее ученики! Они просто не знали дальнейшей биографии своего учителя. Да, Нина Алексеевна переехала в Долгую, потому что у нее болело сердце и жить нужно было как можно ближе к больнице. С 60-х годов и до 2012 года она подчинялась режиму дня, который в шутку называла «прижимом». Даже рыбачила на Зюзелге в качестве терапии. Но в школе забывала обо всем, волнуясь за «неподдающихся» и читая стихи, проводя репетиции школьного театра и чистя подвал с трудными подростками – они решили создать боксерский клуб.
Ее лучшую подругу Анну Кузьминичну Сарафанову мы запомнили на кафедре в физкабинете во время опытов. Она красиво, другого слова не подобрать, читала лекции и точно, безошибочно вела опрос, не останавливаясь на тех, кто не выучил урок. Мальчишки ею восхищались.
Анне Кузьминичне хватало мужества каждые каникулы везти нас в путешествие по России. Деньги на поездку мы зарабатывали в одном из колхозов Краснодарского края.
– Малины не ждите! – грозно предупреждала она слишком домашних девочек. И вот грузчики и сборщики на жаре не сдавались, сцепив зубы. А у местных жителей из-за нехватки рабочих тоннами пропадал урожай. Что дети за свой счет отправят в посылках на Урал зимние яблоки… Да они спасибо говорили!
Потом яблоки и черешня нам приелись, девчонки двинулись вечером за малиной. Не то Ирина Петрова, не то Лена Остробаб якобы удивленно спросили учителя:
– Как же вы говорили, «малины не ждите»?
С чувством юмора у Анны Кузьминичны все было нормально. Но она действовала как диктатор, когда наш теплоход застрял посреди Волги во время внезапной вспышки холеры! Нас никуда не выпускали. Воду пить было нельзя. У нас у самих сейчас дети и внуки – сколько же седых волос ей стоили эти два дня.
Спасибо, наша Долгодеревенская школа. Спасибо, дорогие учителя.
Выпуск 1972 года,
10 «а» и 10 «б» классы
Фото: из личного архива Валентины Кокшаровой