Архангельская средняя школа Сосновского района развивает инновационные процессы образовательной деятельности.
Профессионально-педагогические контакты членов администрации и педагогического коллектива Муниципального образовательного учреждения Архангельская средняя общеобразовательная школа Сосновского муниципального района Челябинской области со Звягиным Алексеем Николаевичем имеют довольно длительную историю. Алексей Николаевич – руководитель Челябинского регионального отделения Научного совета по философии образования и проблемам методологии исследований в образовании Российской Академии Образования (РАО) Научно-исследовательского центра «Методология педагогики», член-корреспондент Академии гуманитарных наук, член Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки РАО, Почетный работник высшего образования РФ, Почетный профессор Костанайского социально-технического университета им. Академика З. Алдамжар Республики Казахстан, кандидат педагогических наук, доцент.
Многие педагогические работники нашей сельской школы, обучавшиеся, обучающиеся и поддерживающие связи с гуманитарно-педагогическим вузом, знают о нем то, что он принадлежит к высокопрофессиональной, компетентной и авторитетной части профессорско-преподавательского состава данного университета, известен профессионально-педагогическому сообществу страны, ближнего и дальнего зарубежья.
Алексей Николаевич начал свой педагогический путь, работая сельским учителем физики. Укреплению его профессионально-педагогического и научного статуса содействовало успешное окончание им Всесоюзных школ молодых ученых и специалистов по методологическим и общетеоретическим проблемам педагогической науки, организованных Научно-исследовательским институтом общей педагогики Академии педагогических наук СССР (в настоящее время ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»), участие в работе последнего Всесоюзного съезда по народному образованию, Всесоюзного, а затем Всероссийского методологического семинара-конференции Российской академии образования.
Алексей Николаевич Звягин являлся и является участником научно-просветительской деятельности, разработок концепций и программ развития ряда «экспериментальных площадок» образовательной системы г. Челябинска и Челябинской области, программ развития гуманитарно-педагогического университета, подготовки инновационных педагогических кадров, руководителем вузовского и городского методологического семинара для творчески работающих учителей и сотрудников органов управления образованием, экспертом Министерства образования и науки Челябинской области по оценке образовательных проектов на гранты Президента РФ и Губернатора Челябинской области. Он содействовал и содействует повышению квалификации педагогических и управленческих работников ряда образовательных организаций Челябинской области (г. Челябинска, Снежинского, Озерского, Златоустовского, Миасского городских образовательных округов, г. Копейска, с. Еткуль, с. п. Архангельское Сосновского района и др.), Свердловской области (г. Каменск-Уральский), г. Костаная Республики Казахстан и др., оказывает консультативную и методическую помощь.
За высокий уровень профессионально-педагогической, научной и общественной деятельности Алексей Николаевич Звягин отмечен наградами: Почетными грамотами Академии педагогических наук СССР, благодарностями Министерства народного образования РСФСР, главы Администрации Тракторозаводского района г. Челябинска, ректора Костанайского социально-технического университета имени академика З. Алдамжар республики Казахстан, ректора Межрегионального института экономики и права при Межпарламентской Ассамблее ЕврАзЭС (Санкт-Петербург), Почетной грамотой Главы Снежинского городского округа Челябинской области, Почетным знаком ЧГПУ, медалью ГОУ ВПО «ЧГПУ» «За трудовые заслуги» III степени, медалью Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки Отделения философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования «За заслуги в развитии истории педагогики» имени З.И. Равкина и мн. др.
Алексей Николаевич Звягин создал и является научным руководителем научно-исследовательского центра «Методология педагогики», ставшего затем Челябинским центром – региональным отделением Научного совета по философии образования и проблемам методологии исследований в образовании Отделения философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования. Он придает особое внимание развитию творческих контактов по указанной проблематике, стремлению к сетевому сотрудничеству с рядом образовательных организаций Челябинской области, с отдельными вузами страны, ближнего и дальнего зарубежья (Республик Казахстан, Молдовы, Беларусь, Сербии).
Непременными участниками в проводимых данным центром мероприятиях стали представители педагогического коллектива Архангельской средней общеобразовательной школы.
Всё это привело к тому, что Архангельская средняя общеобразовательная школа, находящаяся на малой сельской территории Архангельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области и являющаяся типичным представителем огромного множества сельских школ России, изъявила желание стать коллективным членом Челябинского регионального отделения Научного совета по философии образования и проблемам методологии исследований в образовании Российской Академии Образования, стать на инновационный путь своего развития.
Указанное стимулировало процесс заключения школой договоров о сетевом взаимодействии с рядом вузов, школ и организаций среднего профессионального образования Челябинской области, в частности с Южно-Уральским государственным гуманитарно-педагогическим университетом.
«Механизмом», способствующим инновационному развитию, выступил созданный Звягиным А.Н. в школе научно-исследовательский и практический центр «Педагогические методология, прогностика и инноватика». Его структура позволяет педагогическому коллективу систематически повышать уровень своей квалификации прежде всего в организуемом «школьном педагогическом университете» (и путем самообразования). А весь контингент обучающихся вовлекать в создаваемую «школьную ученическую академию».
Поскольку школа является «селообразующим» фактором и фактически интегрирует весь поселковый социум – педагогический коллектив акцентировал свое исследовательское и практико-ориентированное внимание на разработку актуальнейшей проблематики патриотического воспитания и развития культуры межнациональных отношений (методологических аспектов ее прогностического потенциала), отвечающей непосредственным потребностям конкретной малой территории Архангельского сельского поселения. Данная проблематика несет системообразующий характер, содействует оптимальной координации учебной, внеучебной и дополнительной образовательной и воспитательной деятельности с учетом историко-национальных, региональных и этнокультурных особенностей, придает специфический характер решению других злободневных проблем: реализации образовательного проекта развития естественно-математического и технологического образования «ТЕМП»; военно-патриотического воспитания; экологического образования (2017 – Год экологии); создания предпосылок обучения китайскому языку и т.п. Системный подход к ее разработке способствует интеграции усилий главных субъектов образовательного процесса и образовательной политики, общественности, заинтересованных в развитии патриотизма и культуры межнациональных отношений, укреплении и развитии гражданского согласия и мира, в выработке готовности к предупреждению и противодействию возможным проявлениям различных национальных разногласий, во взаимовыгодном партнерском взаимодействии, в становлении обновляющегося, привлекательного, современного сельского образа жизни.
С целью повышения эффективности инновационной деятельности в школе педагогический коллектив принял в свои ряды Звягина А.Н. в качестве учителя физики.
О начавшемся развитии инновационных процессов в школьной образовательной деятельности свидетельствуют, в частности:
проведение 27 мая 2016 года при поддержке районной и поселковой Администрации, районного Управления образованием Сельского форума главных субъектов образовательного процесса, образовательной политики и общественности «Системный подход в прогностических исследованиях ирешениях проблем формирования и развития культуры межнациональных отношений»;
работа школьной секции «Прогностические исследования и разработки проблем патриотического воспитания и развития культуры межнациональных отношений в контексте системного подхода» третьего Международного конгресса «Непрерывное педагогическое образование: глобальные и национальные аспекты» 21-22 ноября 2016 года в Южно-Уральском государственном гуманитарно-педагогическом университете, г. Челябинск;
проведение 5 декабря 2016 г.в рамках содействия приграничному сотрудничеству и договорных отношений о сетевом взаимодействии между Южно-Уральским государственным гуманитарно-педагогическим университетом (Российская Федерация) и Костанайским социально-техническим университетом им. академика З. Алдамжар (Республика Казахстан) под эгидой Научного совета по философии образования и проблемам методологии исследований в образовании Российской Академии Образования Международной научно-практической конференции «Методологические проблемы прогнозирования в образовании и управлении им в контексте современного системного мышления (Алдамжаровские чтения — 2016)». В качестве участников были заявлены сетевые партнеры Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета: Управление образования Сосновского муниципального района Челябинской области (Агафонова М.Б. – начальник Управления образования, Ефимова Л.А. -Заместитель Главы Сосновского муниципального района по вопросам социальной политики) и Архангельская средняя общеобразовательная школа Челябинской области (Насыров Р.В. – директор, Салыева Р.З. – заместитель директора по УВР, Юлайханов Ф.Р. – учитель истории и обществознания);
работа на базе Архангельской средней общеобразовательной школы 21.02.2017 г. секции «Инновационное образование глазами сельских школьников» Региональной студенческой научно-практической конференции «Инновационное образование глазами современной молодежи» в Южно-Уральском государственном гуманитарно-педагогическом университете, г. Челябинск; с сообщениями о своих проектах выступили обучающиеся 8 -11 классов;
участие 28.02.2017 г. учителей и обучающихся Архангельской средней общеобразовательной школы в работе научно-образовательного форума «Суминские чтения», который проводился в целях содействия гражданско-патриотическому воспитанию школьников и студентов, в память о выдающемся государственном и общественном деятеле России, председателе Челябинского городского и областного исполкомов, депутате Государственной Думы, Губернаторе Челябинской области, Почетном гражданине города Челябинска Петре Ивановиче Сумине.
Проведение 04.10.2017г. школьной научно – практической конференции, посвященной 60-летию запуска первого искусственного спутника Земли «Начало космической эры».
Проведение 27.10.2017г. сельского форума, главных субъектов образовательного процесса, образовательной политики и общественности «Методологические аспекты прогностических исследований и разработок проблем патриотического воспитания и развития культуры межнациональных отношений в контексте современного системного стиля научного мышления».
Алексей Николаевич Звягин достойно представляет Архангельскую среднюю общеобразовательную школу на высоких научно-образовательных форумах.
Так 6-7 июня 2016 г. он участвовал в Международной научно-практической конференции – XXХI сессии Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки Отделения философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования «Учитель и его формирование: исторический опыт передачи образованности и культуры" (Тверской государственный университет, г. Тверь) уже в качестве официального члена данного Научного совета. А 24 ноября 2016 г. им были представлены ряд результатов своих исследований методологических ориентиров развития человеческого потенциала, принципов педагогических работников на Евразийском научном форуме «Проблемы и перспективы евразийской экономической интеграции» (Межрегиональный институт экономики и права при МПА ЕврАзЭС, г. Санкт-Петербург).
Он всегда знакомит весь школьный коллектив с обсуждавшимися на такого рода форумах проблемами, принятыми решениями, с возможными перспективами и обоснованными путями их реализации.
Нам «созвучно» видение и понимание Алексеем Николаевичем Звягиным проблем, трудностей и перспектив развития сельской школы, приемлем стиль его научно-педагогической деятельности, отличающейся авторским характером, опорой прежде всего на собственные научные изыскания, отвечающий актуальным и перспективным общественным потребностям, приоритетам обновления педагогической науки и модернизации образования.