Владислав Каширский известен как «докторВий» (или «dr.Vijj). Он скульптор, дизайнер мебели и интерьеров, создатель уникальных автомобилей, автор книг. Работает в панк-стилистике. Регулярно участвует в различных выставках, его работы украшают интерьеры ресторанов и парков развлечений. Живет с семьей в Ужевке, которую
считает лучшим местом в пригороде Челябинска.
О скульптурах и мебели
Необычности в доме Владислава начинаются со входа на участок: железная калитка, узор на которой составлен из элементов шестеренок, и скульптура батискафа перед домом. Как рассказал хозяин, батискаф сделан для одного парка развлечений, и основная часть его конструкции уже отправлена заказчику.
В кладовках и подвалах мастерских докторВий хранит сотни готовых работ и заготовок. В небольшой комнате десятки скульптур, но их сразу не видно – многое лежит в шкафах и коробках. А на полу в гараже «разлеглась» зеленая трехметровая металлическая туша какого-то фантастического существа в ожидании отправки в парк развлечений.
Необычные экспонаты
Работы мастера есть в парке чудес «Галилео» в Санкт-Петербурге. Владислав делает как статичные, так и интерактивные экспонаты, которые впоследствии оснащаются электроникой. Например, у него есть серия фантастического оружия для электронного тира – охотиться на «совершенно дурацких монстров», которые тоже его авторства.
– Все, что висит в мастерских, – заготовки для будущих работ. У каждой скульптуры есть своя подставка, свой крепеж.
Например, вот эта рыба –серьезная и сложная работа. Она пока еще не доделана. Для нее заготовлен хвост с пропеллером, и она будет смонтирована на подставке из старой цепи. Вес скульптуры уже сейчас около 70 килограммов. Идея композиции – создать иллюзию, что рыба плавает в воздухе и цепь провисает, а не является ее опорой. Чтобы не было видно сварочных швов на цепи, она особым образом разрезана, а затем сваркой заново выплавлен каждый вырезанный элемент. И получается, что сварочные швы не вокруг звеньев цепи, а внутри них.
Важной частью создания панк-антуража является очистка «артефактов» и их последующая реставрация. Затем следует имитация изношенного и потрепанного вида. Например, этот ящик, которому на самом деле более 50 лет, привезли со Свердловской киностудии. Он использовался под киносъемочное оборудование и был обит черным кожзамом, под которым поролон превратился в зловонную труху. С подобной древностью всегда приходится работать в респираторе. В результате многодневной реставрации кофр обрел новый, гораздо более жизнерадостный вид. Бак, найденный на металлоприемке и обретший новый образ, тоже использовался в киноиндустрии: именно в таких бочках привозились фильмы в кинотеатры прошлого века.
У божьей коровки есть свои «фишки». Например, знак качества и надпись «сделано в СССР» на крыльях. Сделана божья коровка из сигнала от советского грузовика ЗИЛ-130, старого генератора и подпоручневого фонаря от ГАЗ-69.
Есть скульптура «Морской конь 469». Сейчас она в Выставочном зале Союза художников в центре Челябинска. В качестве основы использованы доски пола из квартиры – «хрущевки», которым уже больше 60 лет.
– Много лет назад, когда у меня был грузовик, знакомые попросили вывезти разный хлам, среди которого были вот эти доски. Сначала я сделал из них мостки для строительных лесов. Спустя годы, после того как они окончательно поломались, щиты разобрал, доски очистил, еще больше состарил, собрал заново в щит, выполнил на них сложные многослойные покрытия грунтовками и красками разных цветов, затем вручную зашлифовал для придания потертого и обшарпанного вида. Там серо-зеленая подложка, синий основной цвет и полностью матовый лак. Все железяки, из которых сделан морской конь, взяты от старых автомобилей – детали двигателей и трансмиссии. И, как положено, есть фишка – интенсивность цвета синей основы и красного «коня» должна быть одинаковой, иначе скульптура не будет смотреться. Если это «глубокий промышленный красный», то и синий должен быть таким же «глубоким и промышленным». У каждой скульптуры должны сочетаться и формы, и цвета. Например, вот эта основа композиции – пятый вариант пробы формы, цвета и вида обработки досок подложки. Предыдущие четыре были «забракованы» (пойдут на другие настенные панно). При кажущейся простоте идеи работы с металлоломом некоторые вещицы делаются не за пару дней, а месяцами, как, например, именно этот барельеф морского коня, – говорит докторВий.
Есть шарж на призывника или абитуриента военного училища. На деревянной основе видна отметка «Министерство обороны СССР, 91 год». Когда скульптура уже была готова, Владислав понял, что это было старое откидное сиденье из аудитории, привезенное с развалов снесенного Челябинского танкового училища.
Есть «Бюст комара», сделанный из старого шахтерского фонаря и деталей от «Победы», которым по 70 с лишним лет. Кончик жала у него цвета венозной крови, а на лбу датчик загрузки.
Мебели сейчас в мастерской Владислава мало. Сказывается то, что делает он ее на заказ. Недавно из-под его рук вышел большой торшер, высотой 2,5 метра.
– Мебель лофт имеет свои отличия. Особенность ее обработки в том, что со временем она не будет выглядеть хуже, а любую «нормальную» мебель чуть царапнешь – и все: вид потерян. Казалось бы, есть мебель дорогая, но на фоне правильного лофта она смотрится скучно. В панк-стиле применяется состаренный металл: иногда немного замятый и побитый. При этом он идеально очищается, подготавливается и красится намного сложнее и качественнее, чем автомобиль, и используются самые качественные материалы. Любая вещь, которая выброшена на свалку или прилавки блошиного рынка, почти всегда выглядит дешево. Мастер, работающий в панк-стилистике, должен сымитировать старый вид так, чтобы изделие выглядело дорого и благородно. Чтобы хотелось снова и снова смотреть на него. Если это сравнить с мебелью со свалки, то там сразу видно – старый шкаф и ничего более. На него смотреть не хочется. А если его грамотно отреставрировать и состарить по канонам панк-стилистики, то он, наоборот, станет центром интерьера.
Когда делаю что-то, все очищаю от грязи, смазки, старой краски. Некоторые вещи отжигаю в большой печи. Потом детали обязательно пескоструятся. То есть металл проходит полную очистку. И только после этого начинаются процессы дальнейшей обработки и покраски, – рассказывает Владислав.
Об автомобилях
Первый автомобиль Владислав Каширский реконструировал в 2001 году. Автомобиль он почти полностью скопировал с оригинала, правда, с доработками и изменением формы всех кузовных деталей, а заднюю часть кузова сделал заново. Еще один автомобиль Владислав сконструировал и собрал в 2006 году. Назывался он «Леший».
Было много разных проектов и разработок для внедорожников и экспедиционников. Один автомобиль технической поддержки, подготовленный в 2004 году под руководством Владислава к сложной экспедиции в Гималаи, нес основную нагрузку по доставке снаряжения. В 2014 году докторВий собрал автомобиль «Гадя» без единого чертежа.
– Автомобиль получился вполне себе спортивный. Двигатель, конечно, небольшой, всего 2,5 литра рабочего объема и мощность порядка 160 л.с. Максимальная скорость предположительно 160 км/ч. Правда, я не пробовал ездить быстрее 140. Крейсерская скорость 110-120. Расход бензина 11-12 литров на 100 км. Ни один, даже самый экономичный внедорожник на таких больших колесах не сможет съесть меньше 15-20 литров на сотню.
В 2016 году в России ввели запреты на изменение конструкции автомобилей, используемых на дорогах общего пользования. Все проекты, которые находились в работе, пришлось закрыть. А несостоявшимся покупателям приходится возвращать до сих пор деньги.
Уже начатые проекты докторВий переделывал под интерьерные артобъекты. Скульптура фантастического автомобиля «Нейтрон М 20» с использованием кузовных деталей «Победы» в стиле ретро-футуризм. Сейчас он находится в «Парке чудес Галилео» в Санкт-Петербурге. Еще один подобный аппарат, сделанный из 21-й Волги, ждет своего часа для установки в другом парке научных развлечений.
Есть проект «квадророллер», собранный на основе старого мотороллера. Это часть электронного тира для одного создающегося в России парка развлечений.
Второй ГАЗ-69 был сделан совместно со специалистом по интерьеру и звуку в 2020 году. Он сейчас в Крыму. Там салон, который полностью укомплектован электроникой, электроусилитель руля, мощная музыка, пневмоподвеска, даже водородный впрыск.
О жизненном пути, образовании и творчестве
О том, как он взял творческий псевдоним «докторВий», Владислав рассказывал в интервью Школе кино и телевидения Телешко. Вкратце – Вий способен увидеть чуточку больше, чем окружающие. А доктор любит лечить. Владислав видит то, на что другие просто не обращают внимания и умеет «лечить» всякую рухлядь, поэтому и соединил оба понятия – «докторВий».
В интервью «СН» он рассказал, как все начиналось.
– Все начиналось как протест в 80 годы прошлого века. Родители были из советской «элиты». Служебная черная «Волга» отца во время демонстраций и парадов всегда стояла на площади Революции рядом с трибуной. Подразумевалось, что я пойду по «семейным стопам». У каждого человека свой путь, и я не хотел заниматься тем, чего от меня требовали родители. За своенравие остался без наследства. И все, что у меня есть: большой дом с мастерскими, заготовки автомобилей и скульптуры для будущих развлекательных проектов, – создано и заработано моими собственными усилиями. Усилия были приложены немалые еще и с той точки зрения, что значимая часть работ велась мной в протезе или на костылях. У меня на теле более 70 сантиметров швов. Так что, на постоянную работу меня все равно никто бы не принял.
Почему творчество – высшая форма агрессии? Потому что, когда проектируешь и строишь автомобиль: динамичный, быстрый, проходимый и яркий – воплощаешь в металле свою агрессию. Когда делаешь скульптуру фантастического оружия (их у меня десятки) – воплощаешь свое видение предмета агрессивного воздействия на противника. Когда создаешь маску или скульптуру злобного персонажа – тоже демонстрируешь миру свою внутреннюю агрессию. Такая агрессия направлена не против человека, а для него: для его развлечения, поднятия настроения, развития чувства стиля и красоты.Идеи для скульптур у меня есть всегда, было бы время и деньги на их воплощение. Все материалы имеют стоимость. И краски, и проволока, и газы для сварки и даже металлолом, который приходится покупать на приемных пунктах. Цены на расходные материалы за последние два года подскочили в два-три раза. Для уличных скульптур подходят отечественные краски, они недорогие. А вот для интерьера – только автомобильные, иностранного производства. После полимеризации они не пахнут, не раздражают органы дыхания и зрения. Но стоят по несколько тысяч за литр. Так что, панк-искусство – весьма недешевое удовольствие. Работа настоящего мастера должна узнаваться: у него должен быть собственный почерк, какие-то тонкости стиля и исполнения. Даже если это скульптуры разной тематики, в них все равно должен угадываться один и тот же мастер. Если этого не происходит, значит, стать реальным профи пока не получилось, – рассказывает Владислав.
Весной 2021 года докторВий представлял свои работы на персональной выставке в челябинском Выставочном зале Союза художников России. Сейчас его работы экспонируются на выставке «Спасибо». Выставку организует челябинское отделение союза художников России. Эта благотворительная акция проводится для того, чтобы у Выставочного зала Союза была возможность заплатить долги за содержание помещения. При этом Владислав Каширский не является членом Союза художников.
– В Союз художников меня не приняли: нужно профильное образование. Признанные мастера своего дела, которые мне писали рекомендации, – известные челябинские скульпторы. Виктор Митрошин – автор «Сферы любви» у Киномакса, Алла Давыдович – автор «Челябинского Хатико» на Кировке. Титаны творчества выразили мнение, что с классическим художественным образованием подобные панк- и лофт-скульптуры делать просто невозможно: требуется другое восприятие и видение. Мои работы выпадают из всех канонов и классических жанров. Наверно, надо именно не иметь классического художественного образования, чтобы такое «вытворять». Важно отметить, что председатель Челябинского Союза художников Геннадий Жихарев – грамотный человек, он тонко чувствует новые веяния и направления в современном искусстве. Так что, мы постоянно сотрудничаем в плане экспозиций и выставочной движухи.
О Челябинске и ситуации с искусством
– На созданных мной автомобилях мы катались по России. За пределами Челябинской области начиналось следующее: из встречных машин нам дружелюбно и одобрительно махали руками, на остановках и заправках подходили совершенно незнакомые люди – пожать руку и сфотографироваться рядом с мастером и автомобилем. Было очень тепло слышать, что жители других областей знакомы с моим творчеством благодаря сюжетам центральных каналов телевидения. А в Челябинске так: «Можно сфотографироваться? Тогда отойдите, я с тачкой сфоткаться хочу, чтобы без вас». На челябинских выставках регулярно звучал вопрос: зачем вы здесь с машиной и железяками? Менталитет здесь отличается особой суровостью…
В свое время я собирал эстакаду на Площади Революции. В Челябинске проходили международные автомобильные соревнования Rainforest Challenge. В 2016 и 2017 годах делал призы и кубки, а в 2018 – эстакаду. Моя задача была – за ночь поставить ее на площади. 10 тонн, 21 метр в длину, 4 метра в высоту и 8 метров в ширину. Это по размеру как добротный коттедж. За ночь я ее собрал. А на следующую ночь ее нужно было разбирать. Это была большая ответственность. Малейшая ошибка – и праздник для участников соревнований, зрителей и жителей города был бы испорчен.
В 2020-21 годах мы в пробном режиме открыли небольшую экспозицию в самом центре Челябинска, напротив цирка. Называлась «АртГалерея Лом+Панк». Вход был абсолютно бесплатный. Раздавали листовки и приглашения, при этом прохожие от нас в страхе шарахались. Тем немногим, кто все-таки зашел, охотно рассказывали об экспозиции и стилистике работ. Но: за все время у нас было не более тридцати посетителей. Искусство в Челябинске никого не интересует. Люди просто проходили мимо, уткнувшись носами в телефоны, и не видели нашей яркой экспозиции.
Сейчас, чтобы выжить – оплачивать коммуналку и содержать семью – я продаю свои скульптуры по минимальной цене. Так сейчас у всех, кто связан с искусством. Разница в том, что художнику для полноценного творчества достаточно небольшой теплой и светлой каморки, а для создания лом-скульптур и уникальных автомобилей на мировом уровне требуются мастерские в сотню-другую квадратных метров с дорогостоящим оборудованием, пескоструйной и покрасочной камерами, сложнейшей системой вентиляции, фильтрации и подогрева воздуха. Сейчас я пришел к тому, что вынужден экономить на еде и одежде. И постепенно ситуация становится только хуже.
О планах
– Я работаю над созданием собственной галереи и парка с необычными скульптурами. Делается много разных аттракционов: как для детей, так и для взрослых. Все экспонаты создаются с юмористическим оттенком, многие из них реально смешные. Кое-что можно будет потрогать и покрутить. На чем-то покататься или покачаться. Все делается в панк-антураже: стим-панк, дизель-панк, винтаж-индастриал, ретро-футуризм и т.д. Подобных проектов в мире не больше десятка.
К сожалению, я не смогу запустить этот проект в России по экономическим соображениям. Я жил за границей, поэтому знаю, о чем говорю. И сейчас мне приходится продавать свой дом, чтобы отдать все долги. Мастерские уже разобрал.Я стопроцентный оптимист, никогда не сдаюсь. У меня нет никаких сомнений, что все мои идеи, разработки и опыт будут оценены зрителями и потребителями.
Автор: Людмила ТРУХАНОВА
Фото: автора и из личного архива ДокторВий