Происшествие в Смольнинской школе Сосновского района не имеет ничего общего со случаями в школах Перми и Улан-Удэ. Но тревога за детей и школу от этого не меньше.
Смольнинская школа относится к малонаполняемым – чуть больше ста учеников. У большинства из них учителя знают не только родителей, но и бабушек-дедушек. С другой стороны, малолюдная сельская округа очень ценит сам статус здешней школы. В этот статус, кроме знаний, прежде входили безопасность детей (коридоры и классы оборудованы видеонаблюдением), красивый ремонт, хороший пищеблок.
Многие ученики каждое утро добираются сюда на школьном автобусе. После раннего подъема, мороза, темноты, дороги и пары уроков мальчишки носятся по рекреациям, расходуя энергию, – не остановишь.
Но 17 января это движение на какое-то время прекратилось. У окна один пацан стал толкать другого. Потасовка, удар, рывок – через коридор к директору кинулся один из них. Небольшой ножик почти пробил два-три слоя его одежды и зацепил тело.
Позже многие будут говорить, что владелец ножика «насмотрелся историй по телевизору». Но разбирательство на комиссии по делам несовершеннолетних покажет несколько иную картину.
Столкнулись два психологических типа личности. Один замкнутый, как бы весь в себе. Другой агрессивный.
Конфликт между парнями тлел не один день. Источником конфликта оказался тот, кто впоследствии стал жертвой. Когда один мальчишка загоняет в угол другого и «троллит», в другом безграничная ненависть к обидчику может рвануть непредсказуемо. Самое страшное, что взрыв этой ненависти может ударить по совершенно невинным.
Кого из ребят следовало бы определять как жертву, скорее всего, еще предстоит установить. Директор школы Людмила Тимофеевна Гилязова в интервью областному ТВ обоих ребят определяет как не ангелов, но обычных учеников.
На сегодня возбуждено уголовное дело по пункту «в» части 2 статьи 115 УК РФ (умышленное причинение легкого вреда здоровью).
Оба юноши значительно старше своих одноклассников (девятый класс). По рекомендациям медико-педагогической комиссии оба оставлены на повторное обучение. Это не вина, а беда их семей. Семьи не слишком отличаются от остальных, обе не слывут неблагополучными.
Старших сильно беспокоит, смогут ли мальчики получить профессию. Мать одного из парней правдами и неправдами пыталась устроить его учиться в Долгодеревенский филиал Аргаяшского аграрного техникума, хотя аттестат о получении общего образования из-за неудовлетворительных оценок не был им получен.
Вторая семья тоже пережила вместе с ребенком горечь неаттестаций, полный тупик в усвоении школьной программы. Сейчас взрослые занимаются оформлением соответствующих документов.
Сильнее, чем последствия конфликта, обе семьи заботит сейчас трудоустройство их детей. Еще недавно российские родители знали – если у ребенка плохо с учебой, – пойдет в «фазанку» (ФЗУ), подсобным рабочим на стройку или в обучение к плотнику, обувщику, штукатуру. Станешь классным мастером – и будешь жить не хуже, чем одноклассник с дипломом. Только работай.
В современном селе вариантов осуществления этих планов не слишком много. Нелегко получить профессию в дальней деревне, в 50 километрах от города.
…Инцидент на перемене, из-за которого в тихую деревеньку на севере области хлынули представители СМИ, старшее поколение хотело бы отогнать, как страшный сон.
***
Некоторые специалисты, знакомые с ситуацией изнутри, считают: путь к примирению для всех участников этой истории не может быть закрыт. Вопреки всему.
А теперь посмотрим на ситуацию глазами обычных родителей. Ну ладно, нет в школьном инциденте никаких следов «молодежной субкультуры». Просто два пацана, ставшие правонарушителями. Их даже защищают.
А кто защитит других ребятишек, которые окружают их в классе и на переменках? Они-то чем виноваты? Провожаешь ребенка в школу – и душа не на месте.
Право обычных детей на безопасность должно быть защищено в не меньшей степени, чем права правонарушителей. Итогов разбирательства и выводов правоохранительных органов будут ждать тысячи других семей. Их дети дороги им не меньше.
* * *
На предварительном разбирательстве в КДН (комиссия по делам несовершеннолетних) прозвучало мнение одного из представителей правоохранителей: если «кушать есть что и родители не пьют», то это не значит, будто в семье все в порядке. У наших подростков немало скрытых проблем. Не надо, чтобы проблемы взрывались подобным образом.
В числе предложений уполномоченного по правам ребенка Ирины Буториной прозвучала мысль о необходимости усилить межведомственное взаимодействие, чтобы исключить подобные ситуации в дальнейшем. Ирина Буторина рекомендовала оказать психологическую поддержку как непосредственным участникам конфликта, так и всем тем, кто был утром 17 января на месте происшествия.