В эти сентябрьские дни Почетный гражданин Сосновского района, Заслуженный работник органов внутренних дел, полковник милиции в отставке Юрий Федорович Килунов отмечает свой юбилей.
Парадный мундир полковника МВД с государственными наградами Юрий Федорович Килунов сейчас надевает редко, чаще по конкретным случаям.
А ведь когда-то мундир был повседневной формой одежды. Тридцать лет жизни отдано служению в органах внутренних дел СССР и Российской Федерации.
– Юрий Федорович, будучи начальником милиции в самые непростые постсоветские времена, умел выстроить работу отдела так, что мы, сотрудники милиции, выполняли свой долг, сдерживали разгул противоправных действий в пригородном районе. Ему удалось кадры сохранить, сохранить моральный дух. Килунов профессионал, и профессионализма хватало на организацию работы. Наш отдел был базовым сельским отделом МВД, – вспоминает о годах службы и своем начальнике оперативный сотрудник Сосновского РОВД Владимир Лапин.
Родился Юра в 1947 году в семье рабочих Екатерины Александровны и Федора Александровича Килуновых в пригороде Шадринска. В деревне Бакалда, колхозе имени Сталина прошли детство и юность. Юрий Федорович хорошо помнит послевоенную жизнь в пригороде. Старшие братья пятилетнего Юру отправляли в очередь за хлебом. Поднимали спозаранку, вели к магазину и задолго до открытия оставляли, чтобы он караулил место. Сохранились воспоминания о дедушке, чинившем обувь на всех жителей колхоза, яркие и добрые воспоминания о школе.
– Учительница была из поволжских немок. Строгая, требовательная и справедливая. Библиотеку нашу помню. Стоял такой огромный шкаф, в нем штук тридцать книг. Я как научился читать, быстро библиотеку перечитал, – рассказывает Юрий Федорович. – Потом в старшую школу ходили за семь километров. Через увалы осенью в ненастье, зимой в пургу и морозы, весной в распутицу. Рос я нормальным деревенским мальчишкой, в простой семье. Мама у меня на кирпичном заводе работала. Папа тоже не был начальником. Он прошел две войны: финскую и Великую Отечественную. Остался жив. Братья мои были старше меня намного. Анатолий выучился в Свердловске, поступил в аспирантуру, занимался научной деятельностью в Киеве. Геннадий связал свою жизнь с производством. Он и мне помог устроиться после девяти классов на завод в Шадринске…
Работая на заводе, учился в школе рабочей молодежи, занимался спортом, играл в футбол и хоккей за заводскую команду. При первом поступлении в Уральский политехнический институт не хватило одного балла. Пошел в армию. Физически крепкий юноша с отличными характеристиками и средним образованием был направлен для прохождения службы в ордена Ленина Московский округ ПВО. В части продолжал заниматься спортом. Был отобран в подразделение, где отрабатывались временные нормативы использования средств химической защиты для всех родов войск Советской Армии. Спортсмен, отличник боевой и политической подготовки Юрий Килунов мог попасть в школу контрразведки и стать офицером КГБ.
Кто бы что ни говорил, а молодому парню из Зауралья стать курсантом спецшколы в Москве, наверное, как звание народного артиста получить. Но не сложилось.
– Уже после армии мы с другом поступали в юридический институт в Свердловске, – вспоминает Юрий Федорович. – Я экзамены сдал, а он засыпался на немецком.
Мой собеседник рассказывает о студенческих годах, о выездах в колхоз, о сдаче зачетов, о толстенных учебниках, которые прочитать надо за ночь перед экзаменом, о футбольной команде, в которой на скамейке запасных игроков сидел будущий генеральный прокурор РФ Юрий Скуратов. (Отметим, что Свердловский юридический институт имени генерального прокурора ССС Р. А. Руденко окончило много известных советских и российских чиновников и политиков).
– Когда же вы по-настоящему заинтересовались юридическими науками? – спрашиваю своего героя
– Я уже в институте проникся профессией следователя, потому что вокруг меня были люди особого склада. Корифеи профессии, корифеи правоведения. Очень много преподавателей из Ленинграда. Профессионалы смогли заинтересовать, – отвечает на мой вопрос Юрий Федорович.
А еще мне рассказывали о завидном постоянстве Юрия Килунова. На мой взгляд, черте редкой и важной, когда проявляется привязанность к месту, где живешь и работаешь, к людям, с которыми наладил личные и профессиональные отношения. И как следствие постоянства – ответственность. «Взялся за гуж, не говори, что не дюж!»
Ответственным грузом для Юрия Федоровича стала служба в милиции.
Сегодня Юрий Федорович с улыбкой вспоминает, можно было на кафедре остаться, поступить на службу в прокуратуру в крупном городе, в запретке, но он хотел уехать на Камчатку. Говорит, даже с невестой этот вариант обсудил. И был отправлен в Челябинск, а потом в Сосновский РОВД в село Долгодеревенское.
– После новогодних праздников на автобусе № 113 я приехал в Долгодеревенское. Встретил меня мужчина средних лет, в тулупе и валенках, представился: «Николай Степанович Комлев, начальник отдела». Через десять минут были в РОВД. Сразу же зашли к Чекутову Евгению Григорьевичу. Замполит пришел. И часа два они меня расспрашивали обо всем на свете. Такой у них подход к личному составу был. Трепетный, требовательный, профессиональный и чисто человеческий, – вспоминает юбиляр, перелистывая страницы альбома, в котором хранятся фотографии сослуживцев. – Так началась моя служба. Я даже стажером не был. Из управления пришел приказ: назначить следователем. Коллектив мне понравился. И после получения диплома и женитьбы мы с Лидией Николаевной приехали работать в Сосновский район. Через три года службы в РОВД я стал начальником следственного отдела.
И мы снова возвращаемся к разговору о верности выбранной профессии.
– Когда у тебя есть знания, и ты их применяешь на практике, это сразу сказывается на результате. Месяца через четыре работы следователем я уже чувствовал себя уверенно. Теоретическая подготовка помогла. В институте у нас были и курс криминалистики, и курс судебной медицины, другие науки. Одних определений юридических терминов я страниц пятьдесят из учебников знал наизусть. Тогда это казалось трудно, порой непонимание было – зачем? А стал заниматься следствием, оформлять дела, раскручивать и раскрывать преступления и понял: не зря меня всему в институте учили.
В 1986 году Юрия Федоровича Килунова назначили начальником РОВД Сосновского района. Пять лет перестройки. Начальник районного отдела, руководители района тщательно формируют личный состав милиции. В Сосновском районе уже появляются первые тенденции к росту численности населения. В это время огромную работу по профилактике правонарушений ведут участковые оперуполномоченные.
Юрий Федорович вспоминает, как работали участковые, с какими трудностями встречались и как они блюли законность на вверенных им участках. Естественно, что были и трагические, и комические ситуации.
– Участковые знали население. Многие правонарушения: бытовое хулиганство, мелкие кражи, семейные ссоры, – участковые разбирали на месте. Из правоохранительных органов участковый был самым близким человеком к народу. Участковый был первым помощником следственной группы. Мы приезжали на место происшествия, участковый докладывал первые результаты. Если он испытывал затруднения, можно было считать, что для следственной группы намечалось сложное дело, – Юрий Федорович вспоминает несколько фамилий участковых, бывших известными всем хулиганам Сосновского района. – В профилактическом плане участковые выполняли очень нужную полезную работу, лишний раз не сталкивая обычного человека, деревенского жителя с законом и государством. У многих из них было природное чутье, как себя вести в той или иной ситуации, чтобы житель деревни осознал, что поступил неправильно, или даже сознался в правонарушении. Шавлов, Шакиров, Пырьев, Федоров и другие участковые всех поименно на своих участках знали, знали, кто есть кто.
Потом коллективу районного отдела, которым руководит Килунов, придется пережить крушение системы и устоев советской нравственности, противостоять безумному беспределу, когда люди слово «свобода» истолковали как вседозволенность.
– Как начальник милиции я отвечал за работоспособность отдела, соблюдение законности, раскрываемость преступлений, противодействие преступности. А вместе с этим хозяйственная работа, присутствие на мероприятиях, связь с предприятиями, хозяйственниками, органами власти. Наверное, был молод, хватало времени и сил. Смелости хватало. Были времена, когда я автомат с сиденья машины не убирал. Одним из факторов, почему мы смогли работать в таких условиях, был наш надежный тыл. Наши жены. Им ордена надо было давать, – и Юрий Федорович продолжает: – В РОВД сформировался коллектив единомышленников. С ними легко решались вопросы: профессиональные, хозяйственные, бытовые. Здесь я с уверенностью могу говорить «мы». В ОВД работали надежные люди: Геннадий Горбунов, Виктор Крупцов, Анатолий Халдин, Владимир Лапин, Петр Кожевников, Василий Удалов, Василий Кочетков и многие другие.
Первым большим хозяйственным вопросом в моей руководящей деятельности стало строительство второго здания для нашего райотдела. В нем же мы потом сделали спортивный зал. Нужно было найти стройматериалы, строителей. В этом мне помогали начальники наших отделов. Рядовые и офицеры выходили на субботники или после работы занимались строительством. Облицовку в здании делали каменщики из РСУ, а забутовку и перегородки после работы выкладывал милиционер Василий Абдрафигин. До службы он был каменщиком.
Радовались, что у нас появился спортивный зал собственный. Стали повышать подготовку сотрудников, проводили спартакиады,– вспоминает юбиляр.
Девяностые были суровыми. А в начале нового века наш отдел оказывал помощь в восстановлении законности и порядка в Чеченской республике. Я провожал сводные отряды в Аргун, – Юрий Федорович снова показывает фотографии.
На них милиционеры в полном снаряжении, с автоматами за плечами. Проводы, встречи. И вновь в повествовании звучит: «Коллектив, соратники, друзья».
Своими воспоминаниями о работе отдела, о начальнике Юрии Килунове с нами поделился бывший зам начальника по личному составу Анатолий Халдин:
– Единоначалия с Килунова никто не снимал. Он отвечал за работу перед высшим руководством. Характерной чертой Юрия Федоровича было то, что он никогда не рубил с плеча. Скоропалительных решений не принимал. В профессиональной деятельности ему хватало взгляда на документы, чтобы решить, что делать дальше. Помогали знания, опыт и чутье. Коллегам подсказывал, направлял дополнительные кадры на помощь, поощрял за хорошо сделанную работу. В части требовательности к личному составу намного мягче меня был. Я как зам начальника по работе с личным составом иногда очень жесткую позицию занимал, а он всегда давал возможность сотруднику исправить ошибки, проявить себя. Настаивал на получении образования. У нас в отделе многие учились. Мы старались обеспечить личный состав жильем. Юрию Федоровичу удалось убедить власти района открыть несколько важных для РОВД служб в Долгодеревенском. Килунов как руководитель подразделения, в котором уже было полторы сотни сотрудников, у многих бывал дома, знал жен, знал семьи. В кругу руководящего состава напоминал, чтобы не забывали ветеранов, вдов погибших сотрудников. Очень трепетно относился к ветеранам, – рассказывает Анатолий Петрович.
Юрий Федорович после ухода в отставку продолжал работать. Окончательно завершил трудовую деятельность совсем недавно. Но общественной работы не оставил. Юрий Федорович работает в Общественном Совете ОМВД, где высоко ценят его опыт сыщика и руководителя, обращаются за помощью и советами. Дома он остается хозяином, любящим мужем и дедушкой, занимается садом и работает в мастерской. Не оставляет занятий спортом, продолжает общаться с друзьями и сослуживцами. Мальчишки из футбольного клуба ДИФС, где играет внук Иван, знают Юрия Федоровича как самого страстного и преданного болельщика. В обществе рыболовов-любителей он тоже зарекомендовал себя человеком страстным и успешным.
Автор: Владимир Бреднев
Фото: из личного архива Юрия Килунова и архива Совета ветеранов Сосновского ОМВД