Начался новый учебный год. Школьники приступили к учебным занятиям. После продолжительного летнего отдыха им требуется определенное время, чтобы войти в рабочий ритм. Особенно сложно приходится первоклассникам.
Для того, чтобы школьнику было легче адаптироваться к учебному процессу, очень важно правильно организовать его режим дня. Правильный режим дня – это правильная организация и наиболее целесообразное распределение во времени сна, питания, учебы, отдыха. Соблюдение режима дня очень важно в повседневной жизни школьника.
Рациональный, соответствующий возрастным особенностям детей режим дня должен предусматривать чередование различных видов деятельности, обеспечивать оптимальный двигательный режим, в том числе на открытом воздухе, полноценный отдых, достаточной продолжительности сон, способствовать нормальному росту и развитию детей. Правильно организованный режим дня создает ровное, бодрое настроение, интерес к учебной и творческой деятельности, играм. Особенно это актуально для первоклассников, так как помогает маленьким школьникам привыкать к новой жизни, сочетать отдых и учебу.
Основными элементами режима дня школьника являются:
- учебные занятия в школе и дома;
- активный отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе;
- регулярное и достаточное питание;
- физиологически полноценный сон;
- свободная деятельность по индивидуальному выбору.
Учебные занятия в школе и дома
Образовательная недельная нагрузка равномерно распределяется в течение учебной недели. Рекомендуемый объем максимально допустимой учебной нагрузки в течение дня:
- для обучающихся 1-х классов не должен превышать 4 уроков и 1 день в неделю – не более 5 уроков за счет урока физической культуры;
- для обучающихся 2-4-х классов – не более 5 уроков, и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-дневной учебной неделе;
- для обучающихся 5-6-х классов – не более 6 уроков;
- для обучающихся 7-11-х классов – не более 7 уроков.
Для обучающихся 1 классов наиболее трудные предметы должны проводиться на 2 уроке; 2-4 классов – 2-3 уроках; для обучающихся 5-7 классов – на 2-4 уроках. Продолжительность перемен между уроками должна составлять не менее 10 минут, а большой перемены (после 2 или 3 уроков) – 20-30 минут.
К домашним заданиям не следует приступать сразу после прихода из школы, необходим отдых продолжительностью 2-2,5 часа, лучше прогулка на свежем воздухе.
Важно правильно организовать рабочее место школьника в образовательной организации и дома. Мебель подбирается с учетом роста ребенка, необходимо достаточное естественное и искусственное освещение.
Активный отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе
В школе ребенку приходится в течение длительного времени поддерживать рабочую позу. Поэтому активные физические нагрузки являются профилактикой гиподинамии, а свежий воздух способствует общему укреплению здоровья.
Регулярное и достаточное питание
Питание школьника должно быть регулярным и сбалансированным. Школьники должны есть 4-5 раз в день: завтрак, обед, полдник, ужин. Рацион должен содержать необходимое количество белков, жиров, углеводов, витаминов и минералов.
Физиологически полноценный сон
Очень важно удовлетворять соответствующую возрасту потребность во сне. Недостаток сна у детей отрицательно сказывается на их росте и развитии. У детей, недосыпающих 2-2,5 часа, уровень работоспособности на уроках снижается на 30 % по сравнению с детьми, «высыпающими» свою норму. Продолжительность сна у детей школьного возраста меняется с возрастом и составляет:
- в 7-10 лет — 10-11 часов;
- в 11-14 лет — 9-10 часов;
- в 15-17 лет — 9-8 часов.
Школьникам показано увеличение обычной продолжительности сна (хотя бы на 1 час) на время экзаменов, перед контрольными работами и при всякой напряжённой умственной деятельности.
Кровать у ребёнка должна быть ровной, не провисающей, с невысокой подушкой. Перед сном комнату нужно хорошо проветривать. Для крепкого и здорового сна необходимо:
- ложиться спать в одно и то же время;
- ограничивать после 19 часов эмоциональные нагрузки (шумные игры, просмотр фильмов и т. п.);
- сформировать собственные полезные привычки («традиции»): вечерний душ или ванна, прогулка, чтение книг и т. п.
Свободная деятельность по индивидуальному выбору
Предпочтение следует отдавать спортивным занятиям.
Рекомендации по нормам работы школьников за компьютерами
Современное обучение сопряжено с работой на персональном компьютере. Кроме того, многие дети проводят досуг за компьютерными играми. Длительные работа и занятия на персональном компьютере вызывают значительное зрительное напряжение, ухудшают общее состояние ребенка. Непрерывная длительность занятий непосредственно с персональным компьютером не должна превышать:
- Для учащихся 1-4-х классов — 15 мин.;
- Для учащихся 5-7-х классов — 20 мин;
- Для учащихся 8-11-х классов — 25 мин.
Работа на персональном компьютере должна осуществляется в индивидуальном темпе и ритме. Необходимо делать перерывы и проводить комплекс упражнений для глаз, а также физические упражнения для профилактики общего утомления.
Занятия в кружках с использованием персонального компьютера должны организовываться не раньше чем через 1 час после окончания учебных занятий в школе и не чаще 2 раз в неделю общей продолжительностью: для учащихся 2-5-х классов (7-10 лет) — не более 60 минут, а для учащихся 6-х классов и старше — до 90 минут. Не рекомендуется играть на компьютере перед сном.
Правильно организованный режим дня позволит предотвратить раздражительность, возбудимость и сохранит трудоспособность ребёнка в течение дня. Если вы заметили, что ваш ребёнок сильно устаёт, к концу дня становится вялым и нервным, а успеваемость страдает, то постарайтесь скорректировать его режим дня. Помните, правильный режим дня школьника — залог крепкого здоровья и хорошей учебы.
Автор: филиал ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Челябинской области в с. Долгодеревенском»
Фото: из архива редакции