Вы читаете его новости каждый день
Владимир Николаевич Бреднев – выпускник ЧГПУ, член Союза журналистов России, заместитель главного редактора АНО «Редакция газеты «Сосновская нива» (Сосновский район Челябинской области). Руководит полиграфическим цехом газеты. Секретарь первичной организации Союза журналистов.
Победитель Всероссийских и областных конкурсов СМИ. За безупречный многолетний труд награжден Почетным знаком «За заслуги перед профессиональным сообществом».
Владимир Бреднев также автор рассказов, повестей, стихов, участник сборников стихов и прозы. Член Союза писателей с 2015 года.
Читательница
Январь, мороз. Две молодые дамы ненадолго задержались в тамбуре киоска «Роспечать». Первая, видать, промерзла и торопит подругу. А вторая наскоро пролистывает нашу газету. Взгляд цепляется за рассказ с романтической заставкой (целая страница). Свежий номер сразу исчезает в сумке, и звучит довольное:
– Да погоди ты. Чуть не пропустила… Я ЕГО всегда читаю.
«ЕГО» – это значит конкретного автора, рассказчика. Местная газета не может печатать беллетристику в ущерб новостям – только изредка. (Кстати, чаще всего коллега печатается под литературным псевдонимом. Открыть его никто меня не уполномочил. По крайней мере, пока.)
…Порой людям очень нужен этот шаг от обыденности к ярким образам и приключениям. Особенно если сюжет закручен мастерски, а главные герои благородны и бесстрашны. У Владимира Бреднева это следователи, верные влюбленные парни, предприниматели, простые работяги из автосервиса и много кто еще.
А женщины!.. Они в свете софитов – от роковой красавицы до милой простушки. А может, так только кажется. Потому что рассказчик изнутри освещает каждую свою героиню.
Вызов. Бунт!
Но вот совершенно другой рассказ, «Любашин суд». Здесь совсем иная женщина – скандалистка и жена выпивохи. Устроила дебош, понимаешь!.. Ее, некрасивую и несчастливую Любку, пытаются приструнить суд и деревенская общественность.
Но в итоге судит и карает «истцов» сама Любаша. В последнем слове она яростно гвоздит всех, кто использовал золотые руки ее мужа – и расплачивался с ним поллитровками. Как так – эти соседи оказались праведниками, а ее семья – изгоями?! Она не сдастся на их милость! В зале сидит и Любашин мужик. Он схватился за голову, душа переворачивается и слезы на глазах.
Но что дает беглая передача сюжета? Конечно, надо прочесть «Любашин суд» не в пересказе. Читайте Владимир Бреднев. Проза.ру.
– Это был такой ответ на реальные девяностые, – вспоминает автор. – Всю тяжесть и весь шок вынесли тогда сельские женщины. Денег нет, водка стала валютой. Мужиков спаивали. Кое-кто тогда быстро отошел от советских времен и понимал капитализм как раз так – чем меньше платишь, тем лучше…
В 2004 году рассказ «Любашин суд» был включен в сборник лучших публицистических произведений Южного Урала.
Овчарка Найда
Володя вырос в семье специалистов Прохоро-Баландинского мраморного рудника. На события детства реагировал обостренно, они навсегда впечатывались в сознание. Первый рассказ написал в четвертом классе – это было сочинение, случай из жизни.
Однажды дедушка Иван Андреевич поехал с мужиками валить сосны для корабелов. С ним увязалась большая, умная овчарка Найда. Случилось несчастье – высоченная сосна повалилась на деда. Он не успел бы отбежать по глубокому снегу… В ту секунду никто ничего не понял!
Но Найда бросилась к падающему дереву и оттолкнула хозяина. «Собаку задавило, а дед мой остался цел», – написал тогда мальчишка.
Пластинка
Со старых магнитофонных пленок и виниловых дисков к нему пришли стихи Высоцкого. Володя до сих пор помнит одну маленькую пластинку и мужественные простые образы:
Корабли постоят и ложатся на курс,
Но они возвращаются сквозь непогоду…
В школе подростка не миновал ураган чувств и рифм. Кого из творческих людей не захватывала и не поднимала над суетой лирическая эпидемия? Но после знакомства с классикой и стихами Высоцкого (который тогда классикой не считался) парень вычеркнул многое из того, что написал.
Настоящие стихи должны задевать, будоражить, западать в душу. Когда ему удается создать такие строки и их читают, издают, включают в сборники, – он все равно не успокаивается.
Взыскательность к себе не позволяет. Так же и с прозой.
– Но что из написанного тебе все же нравится?- спрашиваю я. – Назови любимое стихотворение или рассказ!
– Такого пока нет. Наверное, это еще впереди, – спокойно отвечает Владимир.
Дорога к думающим
С тех пор, как газета вошла в интернет-пространство, рабочая круговерть для журналистов только убыстряется. Часто так бывает – Владимир Николаевич сам себе водитель, фоторепортер, аналитик, стилист, наборщик. Порой сам оперативно размещает новость на сайте и в соцсетях. Как ему удается остановиться, оглянуться и найти время для серьезной глубокой прозы, – это для многих его друзей большая тайна.
С другой стороны, командировки, события и встречи не дают отстраниться от современности. Творчество остается востребованным. Не бывает ситуации, когда автор пишет «в стол». Например, постоянная причастность Владимира Бреднева к теме борьбы с криминалом помогла воссоздать трагическую коллизию рассказа «Хороший ученик». Рассказ напечатали многие издания, в том числе известный литературный журнал «Север».
Разговор с пожилым работником лесничества из Каштака вдохновил Владимира Бреднева на пронзительный и тонкий рассказ «Тоська» – о девочке-былинке и ее герое-отце. Произведение появилось в нашем детском журнале «Апельсинка», а позднее было опубликовано на русскоязычной платформе «Лексикон» в Чикаго (к счастью, задолго до русофобской кампании).
…Или общение с охотниками и рыбаками. Со времен Тургенева это неисчерпаемый источник баек и сенсаций. Автор, улыбаясь, напоминает мне одну историю. Все знакомые охотники рассказ оценили.
– Вот открылась охота. Поехали наши мужики вчетвером-впятером в нязепетровскую тайгу, на волка, с путевками, как полагается. Группа разделилась, двое остались в тайге, все у них есть, а патронов в ружьях нет! Ночью слышат: уууу. Они забеспокоились. И один другому говорит:
– Ты на всякий случай напиши записку, так, мол, и так… и сунь ее под стельку в резиновый сапог. Единственное, что волки не едят, – это резина.
Возвращаются домой – и жена записку находит!
Владимир Николаевич признается, что прислушивается к народной речи везде – в магазинах, маршрутках, на праздниках. Колоритные миниатюры о деревенских жителях (например, о том, как жена сменяла мужа на корову) – как раз оттуда, от самого народа.
Как для взрослых, только лучше
Рассказы, написанные Владимиром Бредневым, стали лауреатами конкурсов «Белая скрижаль», «Порт Вдохновения», «Триумф короткого сюжета». Высоко оценили читатели стихи, объединенные названием «К счастью, в неизвестное будущее».
В электронных изданиях, имеющих редакционную коллегию, опубликованы повести «Послезвучие вальса», «Годины» (другое название «Яровеевы»), ряд рассказов вышел в журнале под редакцией писателя Юрия Кувалдина «Наша улица». В вышедшем сборнике «Язык войны» под редакцией Н.И. Годины опубликован рассказ «Ломтики «Бородинского», а в литературном альманахе «Графоман» (1/2015) – рассказ «Не приведи Господи!». Стихи Владимира Бреднева нередко публикуются в литературных сборниках области.
И только один пласт его творчества, как мне кажется, остается недостаточно презентован своему читателю. Это замечательные рассказы для детей и подростков. Нет, наши-то сосновские школьники в свое время прочли рассказы в детском журнале «Апельсинка», который редактировал Владимир Бреднев. И победа в конкурсе «Вся Россия» в Дагомысе не была случайной.
Но что значат сотни юных читателей в сравнении с тем, что эти рассказы могли разойтись по всей стране! И какая досада, что у нас нет всероссийских детских литературных журналов.
Захватывающие фильмы о приключениях и первой любви можно было бы снять по рассказам для подростков «Буря» и «Новенький». А с какой исторической точностью написана автором познавательная повесть «Отроки Твердиславичи» – ну чем не основа для экранизации?..
Путешествие во времени молодой кинозритель оценил бы на все сто.
Автор: Ирина Русакова
Фото: из архива «СН»