В дежурную часть отдела МВД России по Сосновскому району Челябинской области с заявлением о мошенничестве обратилась 20-летняя местная жительница.
Заявительница рассказала полицейским, что на сайте бесплатных объявлений «Авито» разместила информацию о продаже пальто за 4 тысячи рублей. Вскоре на объявление откликнулись неизвестные, которые изъявили желание приобрести товар. Для оформления доставки и получения предоплаты покупатель предложил пообщаться в мессенджере WhatsApp.
Девушке скинули ссылку, перейдя по ней, в появившемся окне ввела реквизиты банковской карты и код из смс-сообщения, после чего с ее счета списались денежные средства. Гражданка подумала, что случился технический сбой и повторила попытку. Однако с её карты вновь списались деньги.
Потерпевшая сообщила об этом покупателю, а тот в ответ посоветовал внести на карту ту сумму денежных средств, по которой она выставила пальто, и тогда якобы деньги вернутся обратно на счет.
Местная жительница поверила незнакомцу и выполнила требуемое. И в этот раз с её банковской карты были списаны накопления, а мошенник перестал выходить на связь. Тогда девушка поняла, что ее обманули, и обратилась за помощью в полицию. Причиненный ущерб составил более 32 тысяч рублей.
По данному факту следственным отделом Отдела МВД России по Сосновскому району возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 2 статьи 159 УК РФ (мошенничество).
Сотрудники полиции призывают жителей обратить пристальное внимание на осуществление безопасных сделок при купли-продажи товаров в Интернет-магазинах.
Три самые распространенные схемы обмана:
- Подмена страницы платежа (фишинг). Вы хотите что-то приобрести или продать на сайте объявлений, а другой пользователь предлагает провести оплату онлайн или оформить доставку. Вам через интернет-мессенджер приходит от него ссылка, якобы ведущая на страницу оформления заказа. При этом собеседник может утверждать, что на самом сайте объявлений (через который и нужно производить все операции) не работают кнопки подтверждения заказа, доставки или оплаты.
Это всегда ложь, единственная цель которой – увести вас с реального сайта на подменный и получить доступ к вашим платежным данным. Мошенники имитируют страницы известных ресурсов. Даже адрес поддельной мошеннической ссылки может быть очень похож на настоящий. Однако отличия все-таки будут. Например, если вы приобретаете или продаете что-то на «Авито», то и ссылка может вести только на сайт www.avito.ru. Если адрес выглядит чуть иначе (avitopayments.ru, avito-dostavka.ru или avitto.ru) – это точно мошенничество.
Крупные сайты объявлений блокируют возможность присылать активные ссылки на внешние ресурсы во встроенных чатах на своей платформе и предупреждают пользователей уведомлениями, что переходить куда-либо может быть небезопасно. Именно поэтому мошенники часто настаивают на том, чтобы перевести общение в WhatsApp или другой мессенджер.
Но честному продавцу или покупателю просто незачем присылать вам ссылку, так как все необходимое для оформления заказа и доставки внутри крупного сайта объявлений уже есть. Лжепродавец может сам отключить функцию доставки для своих объявлений, а потом врать, что на сайте сбой и поэтому доставка якобы недоступна. Верить такому и переходить по каким-либо ссылкам нельзя.
- Выманивание платежных данных. Вы покупаете или продаете что-то на сайте объявлений. С вами на связь выходит другой пользователь, вроде бы готовый на сделку, и для ее оформления просит вас продиктовать реквизиты банковской карты и коды из SMS от банка.
Аргументировать необходимость предоставить эти данные мошенник будет самыми разными способами. Например, он может уверять, что согласно правилам безопасности банка это необходимо для верификации вашей карты, или говорить, что без этих данных невозможно оформить доставку.
Предоставлять такие коды кому бы то ни было ни в коем случае нельзя. Ни покупателям, ни продавцам они не могут понадобиться никогда. Эти данные могут использоваться посторонними людьми только для получения доступа к вашему онлайн-банку с выводом денег или совершения с вашей карты покупок в интернете.
- Требование предоплаты. На продажу выставляется востребованный товар — возможно, редкий или привлекательный по цене. Когда покупатель проявляет к нему интерес, продавец начинает торопить с решением и просит перевести предоплату — иногда полную, но чаще частичную. Мошенник просит зачислить деньги на его счет в интернет-банке или опять-таки пройдя по поддельной ссылке на страницу оплаты. Получив деньги, такой продавец пропадает из поля зрения и добавляет вас в черный список.
Обезопасить себя просто: передавайте деньги лично при получении товара, а если это невозможно или неудобно, пользуйтесь встроенными функциями безопасной сделки или доставки с постоплатой, которые есть на многих популярных сайтах объявлений. Такие функции замораживают на карте покупателя сумму, равную цене товара на сайте. Продавец получит деньги только после того, как покупатель подтвердит в системе, что он забрал товар и убедился, что с ним все в порядке. Если при доставке в пункте выдачи оказывается, что с товаром что-то не так, можно отказаться от покупки, и деньги автоматически вернутся на карту.
Автор: Наталия Шандер, специалист по связям со СМИ
Фото из архива редакции