В 2023 году храм Покрова Божией Матери в деревне Харлуши будет отмечать четыре значимых юбилея. Так совпало, что:
- 160 лет назад была построена церковь (1863 год);
- 150 лет назад состоялось освящение храма (1873 год);
- 100 лет назад (1923 год), несмотря на расстрел священника, бесстрашные верующие вновь заявили о восстановлении и регистрации своей общины;
- 20 лет назад церковь Покрова была восстановлена (2003-04 годы).
В наши дни Покровская церковь в Харлушах имеет статус выявленного объекта культурного наследия, памятника архитектуры и градостроительства. Новые факты об этом храме прозвучали в сентябре 2022 года на конференции «Сохранение народной культуры» в местном краеведческом музее. Об истории церкви рассказал кандидат исторических наук, зам. директора Объединенного госархива Челябинской области Николай Александрович Антипин.
Настоятели
Николай Антипин установил, что до революции 1917 года в церкви служили девять священников. Вот самые заметные из них. Усилиями настоятеля Ивана Никольского церковь была возведена и украшена.
Фамилия Николая Гонибесова (служил в Харлушах в 1869-78 годы) чаще всего встречается в архивных ведомостях церкви в конце ХIХ века. Крещений и венчаний в те годы было много, да и сам колоритный батюшка Гонибесов хорошо запомнился прихожанам.
Дважды благословляли на служение настоятеля Ивана Васильевича Попова – в 1883-89 и 1894-1903 годах.
Однако главным героем расследования, которое провел историк Николай Антипин, стал другой батюшка – Федор Суханов. В 1911 году в Большие Харлуши приехал образованный и энергичный 38-летний священник. За плечами Федора Дмитриевича было много не совсем типичных жизненных поворотов. Во-первых, происхождение – не из среды священников. Родился в Ставропольской губернии, где получил домашнее образование. С детства полюбил технику. Став старше, владел механической мастерской на юге Оренбургской губернии. В духовное сословие поступил только в 1906 году.
– Федор Суханов служил в разных приходах Оренбургского казачьего войска Оренбургской епархии, пока не оказался в Челябинском уезде, – рассказывает Николай Антипин. – Благодаря личным качествам ему был доверен сложный приход в Харлушах. В 1914 году священник ушел на первую мировую войну. В 1917 году Федор Суханов был демобилизован и вернулся в свой приход.
Не скиты, а ясный свет
Чем же приход в Харлушах отличался от обычного церковного прихода? В фонде Челябинской городской Думы автор исследования нашел важный документ за 1843 год. В нем благочинный протоиерей запрашивал сведения для будущего построения единоверческой церкви в деревне Харлушовой. «Сколько в городе Челябе и уезде раскольников купеческого и мещанского сословия присоединилось к единоверческой церкви?» – вот что интересовало протоиерея.
Николай Александрович поясняет:
– Единоверие – это способ объединения официальной русской православной церкви и старообрядчества. Предложено это было еще в конце 18 века, формализовалось при Николае I, в сороковые годы 19 века. То есть власти давали возможность старообрядцам («раскольникам») легализовать себя. Можно было сохранить основы своего вероисповедания, но посещать официальную русскую православную церковь. Крестить детей, заключать браки и отпевать усопших. Обряды у староверов теперь не должны были вестись скрыто.
Повсеместно стали появляться единоверческие церкви. Как правило, они строились там, где было плотное, массовое население старообрядцев. В 40-50 годы ХIХ века уплотняется сетка, структура единоверческих церквей. Поэтому и пишет протоиерей, чтобы церковь была востребована и в Челябинске (для челябинских старообрядцев), и для тех, кто живет в округе. В Харлушах старообрядцев было достаточно много.
– Такие храмы не строились на пожертвования, – продолжает историк, – старообрядцам это не надо (есть молитвенный дом), у православных в Харлушах часовня. Поэтому инициатива объединения исходила от государства. Церковь была построена на войсковой капитал Оренбургского казачьего войска. Батюшку тоже поддерживало ОКВ.
Появление достойного безвозмездного храма способствовало привлечению прихожан на общие богослужения. Вековая рознь православных и «двоедан» не сразу, но стала таять.
Однако вы сами видите – харлушевский храм очень небольшой. В нем служат только священник и псаломщик. А за «наставниками» в старинном молитвенном доме – сила древней старообрядческой традиции. Протестный запал, унаследованный от предков.
Какие тонкие нити должны соединить православного батюшку и несгибаемых «раскольников», чтобы они стали ему доверять?
Федор Суханов убеждал прихожан не одним только разумным словом пастыря. Казаков и крестьян подкупала обыденная жизнь нового священника.
Кооператив?.. Первая МТС?
Уральский казак со своим конем должен был по первому приказу выступить в поход. Но в мирное время казачье хозяйство требовало работы от рассвета до заката. В начале ХХ века в Харлушах проживало более тысячи жителей. Они растили хлеб и разводили молочный скот. Мололи зерно на двух добротных мельницах на Миассе. В пять деревенских лавок торговцы завозили все необходимое. Ребятишек харлушевцы учили в двух школах. Всего в 12 верстах от Харлушей располагалась железнодорожная станция, в 25 верстах – большой город. (А.Гутков, «Наши предки – харлушевские Бутаковы»).
Священник Федор Суханов, подобно своим прихожанам, тоже до усталости трудился в поле. Как и полагалось, Оренбургское казачье войско предоставило ему дом и наделило землей – около 300 десятин. Предшественники Федора Дмитриевича сами не обрабатывали земельный участок, а сдавали его в аренду. У него же находились умение, силы и время возделывать эту землю. Ему помогали старшие дети – семья священника росла. В хозяйстве Сухановых было три лошади, две коровы, три теленка и новая молотилка.
Чтобы не простаивать из-за поломок в уборочную страду, батюшка организовал слесарно-кузнечную и токарную мастерские. Главной целью была починка земледельческих орудий. Через некоторое время при мастерских появилась новая техника. Такого в местных селах еще не было. Задолго до создания МТС и кооперативов Федор Суханов организовал для крестьян единый комплекс техники, который владельцы земли использовали по очереди.
Рассказывает историк Николай Антипин:
– Техника дорогая, не каждый мужик может купить. И вот они в складчину приобретают самое необходимое. При этом Федор Дмитриевич, не хуже умелого слесаря-ремонтника и кузнеца обслуживает машины, а крестьяне по очереди ими пользуются и обрабатывают свои поля. Чтобы придумать такое и работать без срывов, надо намного обогнать свое время. Быть знающим человеком, уметь руководить людьми…
Следствие по делу…
Работу первого свободного кооператива оборвала война. В 1918 году в Челябинске вспыхнул чешский мятеж. Летом 1919 года наши деревни попали в эпицентр Челябинской наступательной операции Пятой армии РККА против войск Колчака. Когда война откатилась в Сибирь, ЧК занялась «подозрительными элементами». Наверное, влияние батюшки-пахаря на деревню сочли слишком опасным.
– 16 октября 1919 года Федора Дмитриевича арестовали, – рассказывает Николай Антипин. – Была полная выемка всех его документов. В деле, которое находится в архиве, сохранились заявления, переписка, ответы на жалобы, даже его семейные документы.
На допросах и в заявлениях священник не отрицал, что высказывался против красных, но также отмечал, что отказался служить у белых, хотя они предлагали. И он никуда не уехал при наступлении красных. В этом документе он со всей искренностью пишет (это его обращение к чекистам), что он не за красных и не за белых. Вот этого ему и не простили.
…Не простили бы и белые! В минуты роковые всегда «кто не с нами, тот против нас».
След в памяти людской
Вряд ли на допросах были приняты во внимание слова священника, что красные и белые солдаты для него прежде всего люди. Это не могло попасть ни в какой протокол.
По не случайному, закономерному совпадению, той же самой осенью 1919 года в Коктебеле русский поэт Максимилиан Волошин выразит такие же выстраданные мысли о гражданской войне:
«И там и здесь между рядами
Звучит один и тот же глас:
«Кто не за нас – тот против нас!
Нет безразличных: правда с нами».
А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других».
Николай Александрович Антипин рассказывает, что в деле есть огромные письма и обращения с просьбой освободить священника. В защиту батюшки выступили казаки и крестьяне.
Жителям Харлушей казалось, что «нужды трудового народа» скорее повлияют на благоприятный исход дела, чем защита лица духовного звания. Еще не была закончена уборка. Без специалиста и умельца вышедшую из строя технику некому было починить. Молотилка сломалась, другие новые прицепные орудия бездействовали.
– Освободите Суханова, он не только священник, он самый нужный деревне человек, – настаивали люди. Писали «прошения» не боясь Чрезвычайной комиссии.
25 октября 1919 года следователь губернской ЧК представил заключение по делу. Он установил контрреволюционную агитацию священника против Советской власти. «Предлагаю применить к Суханову наивысшую меру наказания, расстрел».
Федор Дмитриевич Суханов реабилитирован в 1997 году за отсутствием состава преступления.
В 2023 году ему исполнилось бы 150 лет. Сегодня речь идет о канонизации священника как духовного лидера, все сделавшего для людей.
– У него выросло много детей, – заканчивает свой рассказ автор исторического расследования. – У нас в архиве сохранились Евангелие и требник сына его, Михаила Суханова. Несмотря ни на что, Михаил тоже стал священником. Он служил в Свято-Симеоновской церкви. В городе Челябинске до сих пор живут потомки Федора Дмитриевича Суханова.
… В 1923 году, оплакав новомученика-батюшку, община верующих деревни Харлуши подала заявление о регистрации и возрождении православного прихода.
Записала Ирина Русакова
Фото Николая Антипина
Подскажите пожалуйста кто такие двоеданы? Спасибо за статью очень позновательно.
«Двоедане» как народное название старообрядцев сохранилось и позже, от него произошло одно из значений слова «двоеданить»: придерживаться раскола скрытно.