окончание ( начало//sosnovosti.ru/59692-pod-grohochushhim-nebom-donbassa-5/)
Сопровождающие гуманитарный груз в Донецкую Народную Республику депутат ЗСО Челябинской области Владимир Бекишев, настоятель Свято-Никольского храма отец Димитрий, предприниматели из Коркино и Челябинска, журналист газеты «Сосновская нива» 10 ноября завершили свою работу.
Мои товарищи
Вечером Владимир Петрович хотел нас оставить в Донецке, чтобы мы побывали хотя бы в нескольких значимых местах города. Но Алексей и Август настояли на том, что надо ехать в Ясиноватую. В школе, где мы оставили свой груз, готовились к приему бутилированной воды – наши коробки нужно было разместить так, чтобы они не мешали посетителям. Утром мы уехали в Ясиноватую на такси. Вызвать машину нам помогли донецкие полицейские. Не все таксисты готовы ехать к переднему краю.
В первой половине дня мы разбирали наши коробки. Воспитательницы из детского сада «Золотой ключик» вместе с заведующей Юлией Двореченец стали нашими помощницами.
Потом мы пришли в детский сад и посмотрели, как работают специалисты по внутренней отделке помещений.
Пока в детском саду нет воспитанников, мастера ведут ремонтные работы, отделывают помещения современными материалами.
Во второй половине дня поехали в одну из квартир, пострадавшую при обстреле. Семь окон лишились стекол. В стене застряли осколки. К нам присоединился местный житель Сергей. В его распоряжении был электролобзик, которым мы и вырезали четырнадцать пластин ОСП. В самом начале работы, когда только начали выковыривать остатки стеклопакетов, неожиданно ударил выстрел. Квартиру встряхнуло. От неожиданности заболели уши. Но не это нас поразило. Бабушка во дворе чистила ковер. Расстелила его на скамье и скоблила щеткой. Так она ухом не повела. Потом и мы пообвыкли к гулу артиллерийской канонады.
Август все время занимался демонтажем покалеченных стеклопакетов, потом вставлял щиты. Мне досталась совсем не тяжелая работа: резать пленку и обтягивать ею щиты, чтобы не мокли под дождем. Сообщают, что дожди начались сразу, как мы уехали. Алексей и Сергей расчерчивали и пилили ОСП.
Вообще, мы трое, в обычной жизни очень разные люди, в экспедиции обрели понимание общего дела. За несколько суток научились чувствовать и понимать друг друга, по крайней мере, не создавать проблем на ровном месте.
К пяти вечера нам заказали машину. Повез нас в Донецк местный житель Николай Иванович через Макеевку.
Дорога в Донецк
В этот раз мы ехали совершенно другой дорогой. Если раньше, проскакивая через железнодорожный узел, на Минеральное и Яковлевку, мы не замечали наших артиллерийских систем, то в этот раз насмотрелись. Было уже темно, и фотографировать через стекло автомобиля было бесполезно. Но прячущиеся в лесопосадках «Грады» мы видели собственными глазами. И собственными ушами слышали, как с шипеньем уходят со стартового стола реактивные снаряды. Яркий длинный огненный хвост за ними тянется всего два, может быть, три десятка секунд. Потом тухнет. И снаряд теряется из виду.
Николай Иванович местный житель. Уже пожилой, поэтому под мобилизацию не попал. Но все, кто был вокруг, сейчас воюют. Он говорит, что никаких связей между теми украинцами, кто на той стороне, и дончанами, ясиноватцами уже не осталось. Даже местные авдеевские, кто раньше на танцы в Ясиноватую приходил, и те считают соседей бандитами и захватчиками. А в Ясиноватой говорят, что с бандеровцами нам не по пути.
«Нечего их жалеть. За восемь лет нас не поняли! Теперь уж вовсе не поймут!» – заключает Николай Иванович.
Мы прощаемся с ним, хотим оплатить услуги, но он денег категорически не берет. И уезжает в ночь домой в Ясиноватую. Хотя местные стараются вечерами и ночами даже через Макеевку не ездить. В ВФУ находятся любители пострелять по фарам. Снарядов иногда не жалеют – из Европы еще пришлют.
Наши вернулись
Часов в одиннадцать вечера к нам поднимается отец Димитрий. Вернулись благополучно. В Сватово ждал командир подразделения Игорь Гардт. Наши пригнали военный «Урал», все перегрузили. Большинство мобилизованных жителей Сосновского района в подразделениях на фронте находятся рядом. Но каждый день происходят то бои, то переброска подразделений. Кто-то уже оказался в пятидесяти-шестидесяти километрах от Сватова. Большинство ребят на позициях, выйти для получения посылок не могли. Но старший группы сказал, что в ближайшее время с нарочными постараются все разослать. У кого на посылках указаны номера телефонов, в ночное время попробуют позвонить.
Владимир Бекишев снял на видео и сделал фотографии наших ребят. Большинство из них даже не стали закрывать лица, стоят на фотографии в полной экипировке. Фотографии в считанные часы облетели все челябинские информационные сайты, были размещены на страницах нашей газеты. Отец Димитрий уговорил даже подразделение батальона «Ахмат» сфотографироваться на память. Владимир Бекишев и Дмитрий Степкин передали нашим солдатам денежные средства, посылки из дома, письма от школьников и односельчан. Бойцы сказали, что обязательно разделят все полученное между всеми, находящимися на передовой, потому что здесь, на линии соприкосновения, все: свердловчане, тюменцы, москвичи, хабаровчане, – все наши.
К тому времени жители Сосновского района, оказавшиеся на передовой, успели проявить себя в бою. Владимиру Петровичу рассказали, что на шестерых солдат за грамотное выполнение поставленных задач, проявленные отвагу и мужество, поданы представления на награждение государственными наградами.
В Сватово так и не отозвался отряд спецназовцев, где служил боец с позывным «Грин».
При разгрузке на наши позиции вылетел квадрокоптер противника. Наши бойцы разгрузили автомашины и попросили волонтеров уезжать с прифронтовой территории. Были случаи, когда ВФУ преднамеренно били по гражданским. В частности, осенью ракетой из американской РСЗО был нанесен удар по гостинице в Сватово, где находился всего лишь один российский журналист.
Уезжали из Сватово еще в светлое время суток. В Донецк вернулись поздним вечером. В этот день пришла неприятная новость. Войска оставили город Херсон.
Мы обещаем вернуться
Утром 10 ноября мы отправились в Ясиноватую, чтобы завершить все дела экспедиции.
Все вместе ехали на нашей «Газели» по знакомому уже маршруту, через Спартак на Яковлевку и Минеральное. Тут свернули к одной из школ. Остановились. В здании школы разместились недавно прибывшие мобилизованные и группа батальона «Апостол».
К нам вышел командир подразделения с позывным «Китаец». Рассказал, что в подразделении есть ребята из Сосновского района, из поселков Полетаевской зоны. Буквально накануне бойцы звонили домой. Жены сообщили, что им оказывают помощь. К наступающим холодам привезли дрова. У кого-то нужно было оформить документы, до этого не могли, а теперь все благополучно завершилось. Дмитрий Дмитриевич спросил военного о работе, много ли потерь? Как чувствуют себя мобилизованные?
Из того, что нам рассказал командир подразделения, мы поняли – война без пота и крови не бывает, как не бывает она без боевого опыта, смекалки, умения выживать в любых условиях. Война не бывает без страха и отваги, без малодушия и мужества, без просчетов, ошибок, удачных, верных и стремительных решений она не бывает тоже. Как не бывает без чувства локтя, надежды на друга, боевого братства, уважения, понимания и любви.
Рядом с нами несколько раз сработала артустановка. На площадке около школы и возле нашей «Газели» собрались местные. На перекрестке при въезде в Ясиноватую работал патруль. Полицейские досматривали машины. Все уповали на то, что ранним утром в осеннем сером небе не появятся вражеские квадрокоптеры.
Но наш водитель «Газели» Алексей немного забеспокоился. «Светимся на открытой площадке не к добру», – несколько раз повторил он.
Завел двигатель. И наша «Газель» стояла под парами. Наконец все формальности и дела были улажены. Мы уехали в город. На фоне стелы фотографироваться не стали, а проехали к администрации. Владимир Петрович и отец Димитрий должны были побывать у главы Ясиноватой, забрать свои документы и передать книги, которые привез Август Тагне. В Ясиноватой теперь есть три книги Юрия Сейидова. Коркинский журналист работал спецкором на Пекинской Олимпиаде, делал репортажи для южноуральских СМИ и впоследствии написал книгу. А мы поехали в школу. Пока в школе прощались с коллективом, грузили гумпомощь для детского сада «Золотой ключик», вернулся отец Димитрий. Новость нас ошеломила. Через пять минут после нашего отъезда над школой появился чужой коптер. Еще через минуту с той стороны по нашим мобилизованным пришел осколочный. Ранения разной степени тяжести получили несколько человек.
Каждый из нас еще раз почувствовал близость войны.
Но горевать было некогда. Снова грузили гумпомощь. Батюшка собрал посылку для нашего военного специалиста Макса. Макс в те дни уже был в Новоазовске, готовился принять на обучение первое пополнение.
Персонал детского сада быстро разгрузил «Газель». Никто из персонала детсада еще даже не догадывался, что Новый год в этом дошкольном учреждении будет с небольшим и приятным сюрпризом. И организатором этого сюрприза будет Август Тагне и его коллектив ООО из города Коркино.
И, наверное, новые гирлянды в детском саду будут. Если «западные освободители» не пошлют на дошкольное учреждение фугасно-осколочный М30А1 со ста восьмьюдесятью тысячами шариков шрапнели. Или не запустят ракету, как это было 12 ноября…
Женщины и в школе, и в детском саду провожали мужчин с Южного Урала как родных, даже плакали. А мы обещали помогать, чем можем, и обязательно вернуться в День победы.
А 10 ноября во второй половине дня мы покидали ДНР. Наш путь лежал домой, где сразу же начались сборы к новой, предновогодней гуманитарной экспедиции. Акция «Согрей теплом» в полном разгаре. В нее включается все больше и больше людей. Российские политические партии, общественные движения, добровольные сообщества, коллективы предприятий и учреждений уже идут в едином строю…
Автор: Владимир Бреднев
Фото: Владимир Бреднев, Владимир Бекишев