Зачастую дети, учащиеся различных учебных заведений, с целью срыва занятий, экзаменов и т.д. звонят по телефону в службу спасения, директору школы, преподавателям, и сообщают о заложенных в учебном заведении взрывных устройствах. Несовершеннолетний считает, что такое сообщение является небольшой шалостью, которая не приведёт к каким-либо негативным последствиям.
Однако, при получении такого сообщения, люди, находящиеся в здании, эвакуируются, задействуются значительные силы и средства для проверки сообщения о заложенном взрывном устройстве. В частности, сотрудники службы спасения, полиции, федеральной службы безопасности и т.д. Здание обследуется сапёрами на предмет выявления взрывных устройств. То есть, в рассматриваемом случае говорить об отсутствии негативных последствий, являющихся следствием телефонного сообщения о заложенном взрывном устройстве, не приходится.
По действующему уголовному законодательству такое телефонное сообщение квалифицируется как заведомо ложное сообщение об акте терроризма, предусмотренное ст.207 УК РФ, за совершение которого предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок от двух до трех лет.
В мае 2014 года в статью 207 УК РФ дополнена частью второй, в соответствии с которой установлена повышенная ответственность в случае если преступление, повлекло причинение крупного ущерба либо наступление иных тяжких последствий.
Крупным ущербом признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей.
Расследование преступлений, предусмотренных частью первой статьи 207 УК РФ отнесено к компетенции дознавателей органов внутренних дел, частью второй – следователей органов внутренних дел.
Данный вид преступлений на психологическом уровне ассоциируется с терроризмом, поскольку нарушает нормальный ритм жизни, создает экстремальную ситуацию, отвлекает значительные силы и средства, прежде всего органов МВД, МЧС, ФСБ России, ОАО «РЖД», от основной деятельности на проверку сообщения и принятие мер предупредительного характера для спасения людей.
Анализ уголовных дел показывает, что чаще всего данное преступление совершается из хулиганских побуждений либо из чувства мести.
Следует при этом отметить, что мотивация из чувства мести, как правило, характерна для лиц, совершивших преступление в более зрелом возрасте. Для лиц подросткового возраста более свойственна мотивация из личных интересов, например, срыв занятий в школе, институте и т.п., а также желание «подшутить», что оценивается органами предварительного расследования и судом как хулиганский мотив.
Общественная опасность рассматриваемого состава преступления выражается в том, что заведомо ложное сообщение об акте терроризма дезорганизует нормальный ритм общества и государства, нарушает деятельность предприятий, учреждений, работу транспортных коммуникаций, порождает страх, панику и ложные слухи среди людей. Оно создает экстремальную ситуацию с привлечением соответствующих сил и средств по предотвращению ложной угрозы акта терроризма.
Объектом преступления является общественная безопасность. В качестве дополнительного объекта могут выступать: права и законные интересы граждан, интересы нормальной деятельности государственных и муниципальных органов и учреждений, хозяйственной деятельности предприятий и организаций.
Объективная сторона преступления, предусмотренного частью первой статьи 207 УК РФ, заключается в ложном, т.е. не соответствующем действительности, сообщении о готовящемся взрыве, поджоге или ином действии, создающем опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба, либо иным общественно опасных последствий, например массовых отравлений, распространения эпидемий и др.
Ложное сообщение касается не совершенного, а только готовящегося акта терроризма. В нем не выражается и непременное намерение его осуществить. Для того чтобы квалифицировать подобное деяние по части первой статьи 207 УК РФ, вполне достаточно указания в ложном сообщении о готовящемся взрыве, поджоге или ином действии, которые по месту, времени, обстановке и другим обстоятельствам воспринимаются людьми и властями как реально готовящийся акт терроризма.
В качестве адресатов ложных сообщений могут быть органы власти, а также организации, учреждения, в том числе редакции СМИ, дирекции школ и т.д., должностные лица и граждане, чьи интересы могли бы пострадать в результате осуществления акта терроризма. В последнем случае ложное сообщение должно носить публичный характер, т.е. делаться в расчете не на утаивание, а напротив, на их распространение.
Ложные сообщения об акте терроризма могут быть устными или письменными, выраженными непосредственно или с использованием телефонной либо иной связи и т.д. Однако формы и способы сообщений не влияют на квалификацию этого преступления.
Состав заведомо ложного сообщения об акте терроризма признается законченным в момент сообщения виновным заведомо ложной информации о готовящемся акте терроризма.
То есть указанный состав преступления является формальным и не требует наступления общественно-опасных последствий. Однако в ходе расследования в обязательном порядке подлежат установлению характер и размер причиненного ущерба.
Также следует отметить, что ложное сообщение о задумываемой угрозе (например, кто-то высказал намерение заложить взрывное устройство) либо о якобы уже совершенном террористическом акте состава рассматриваемого преступления не образует. Подобные действия при наличии других соответствующих обстоятельств могут квалифицироваться как ложный донос (статья 306 УК РФ).
Субъектом преступления является физическое вменяемое лицо, достигшее 14 лет.
Субъективная сторона преступления выражается в виде прямого умысла. Лицо осознает, что сообщает именно ложные сведения о готовящемся акте терроризма и это сообщение непременно вызовет соответствующие действия властей, нарушит общественное спокойствие, породит у людей страх, а то и панику, и желает довести эту ложную информацию до выбранного адресата.
Зачастую дети рассчитывают на то, что сообщив по телефону о заложенном взрывном устройстве, их причастность к совершению такого деяния никто не установит. Однако, это является большим заблуждением, так как в современном мире, правоохранительные органы обладают необходимыми ресурсами, позволяющими элементарно установить не только владельца и номер телефона с которого сообщили о заложенном взрывном устройстве, но и место с которого был осуществлён данный звонок.
Иными словами, лицо, достигшее четырнадцатилетнего возраста, совершившее заведомо ложное сообщение об акте терроризма, так или иначе, будет привлечено к уголовной ответственности за содеянное.