Челябинск в девятый раз стал площадкой молодёжного кинофестиваля. Наряду с киношколами Санкт-Петербурга, Москвы, Екатеринбурга, иностранных государств, свои работы показали молодые режиссёры Челябинска, участники проекта «Твори кино».
31 марта вечером закончился кинофестиваль «Золотые аплодисменты». Получилась замечательная церемония, когда интригу держали до занавеса. Поздравляли участников, награждали организаторов, показывали внеконкурсные картины, которые, как всегда, не оставили никого равнодушными. И к моменту приближения самого главного события: кого жюри назовёт лучшим сценаристом, режиссёром, оператором, чей фильм станет лауреатом? – примешивалась горчинка, закончились пять дней очень хорошего события в городе Челябинске.
Фестиваль взрослеет
Перед началом церемонии обменялись впечатлениями с членом жюри, замдекана по заочному обучению факультета театра, кино и телевидения ЧГИК, кандидатом наук в области культурологии Владимиром Солдаткиным. Владимир Евгеньевич отметил больший интерес кинематографистов к фестивалю, указал на возросший уровень кино, даже в сравнении с прошлым годом. В разговоре, конечно же, коснулись картин, выделившихся на показе.
Справедливости ради, отмечу, что из трёх фильмов с общей темой взаимоотношения отцов и детей, я «Родительскую субботу» режиссёра Наталии Столтидис поставил на второе место. Недооценил тигра. Мне показалось, что самым напряжённым, самым эмоциональным, разработанным по всем канонам художественного кино, является фильм «Исповедь мизантропа». Фильм получил приз за лучшую мужскую роль, его обладателем стал актёр Андрей Ильин.
Тигр, как символ исповедальности
В категории «Лучший художественный фильм» жюри отдало предпочтение режиссёру Наталии Столтидис и её картине «Родительская суббота». Фильм получился символичный, но очень близкий и понятный зрителям. Хотя Наталия, отвечая на вопросы после показа фильма, так и не раскрыла тайны символа красного костюма во снах главной героини.
Вот что отыскал по поводу цветовой гаммы: «Красный цвет – это цвет азарта, он возбуждает, вызывает страсть, стимулирует эмоции и желание, и потому многие терапевты-колористы рекомендуют его тем, у кого есть проблемы в интимной сфере». Что-то подспудно в фильме существовало. Молодая женщина, как я понял, художница, связана непростыми отношениями с мамой. В первой части фильма очень хорошо показано страдание дочери от деспотичного поведения мамы. Проблема очень и очень многих интеллигентных и нерешительных людей, неспособность уйти и оставить родного человека. У героини есть своя жизнь, но мама диктует свои условия, и с этими условиями приходится соглашаться. Зритель просто обязан встать на сторону молодой женщины. Кульминационный момент картины – у героини всё плохо. Она опаздывает на встречу, она ссорится с матерью, на машине проколото колесо, запасное укатилось в какую-то яму… Зритель ждёт развязки. И чтобы она наступила, чтобы женщины выяснили, откуда проистекает немотивированное отчуждение, по идее, нужна катастрофа. Но режиссёр, я не знаю, какими мотивами Наталья Столтидис руководствовалась, насылает на мать и дочь ни катастрофу, не огромную злую собаку, а невесть откуда взявшегося на кладбище очень симпатичного тигра, с удовольствием пожирающего мамины пирожки, а потом испугавшийся звона ведра. В какой-то из философий – тигрица – материнское начало. В фильме видим: такая милая большая кошка, умильно трущаяся о дверь машины, но требующая к себе почтительного отношения, потому что есть клыки и когти. Тигр даёт возможность в нескольких репликах женщин понять: у мамы любовь вывернулась наизнанку, а у дочери в обыденной жизни не хватает времени и душевных сил сказать: «Мама, я тебя люблю!» Я полагаю, фильм смог своеобразно раскрыть суть известной всем формулы, сколько шагов от любви до ненависти, и сколь тяжёл шаг обратно. Актрисы Ирина Чипиженко в роли матери и Виктория Толстоганова в роли дочери в фильме безупречны,
Несколько слов о других фильмах
Другим, заметным для жюри, кинотворением стал фильм Арсена Агаджаняна «Он сказал «Мама». Фильм сделан в лучших традициях короткометражного грузинского кино. Хотя потом киноведы, знающие всю подоплёку, говорили, что там всё сложно. Жюри оценили в этом фильме и операторскую, и режиссёрскую работы. А продюсеры поделились планами режиссёра включить короткометражку в полнометражную художественную картину.
Приз зрительских симпатий Елена Бородина вручила фильму «Ангелы больше не летают».
Фестивальная публика отметила позитивный характер киногруппы, снявшей картину. Особенно запомнятся зрителю актриса, сыгравшая главную героиню фильма, Александра Виноградова и режиссёр картины Кирилл Солёнов. Александра Виноградова в беседе со зрителями указала, что образы данной картины придумала она. Я бы сказал, у киногруппы получились те образы, которыми заселена наша действительность. А многие из нас уже не способны олицетворять ангела с чистотой и совершенством. Мы перестали в них верить, а они из-за этого разучились летать.
Документальный фильм «Театр семи девушек», режиссёр фильма Кирстен Гайнет, собрал в эти дни сразу несколько призов. Лучший документальный фильм в Челябинске, лучший документальный фильм в номинации «Патриот» на кинофестивале «Святая Анна» в Москве.
Из челябинской кинодокументалистики лучшей стала работа Олеси Шестаковой «Партнёр». Олеся Шестакова была участницей культурно-образовательного проекта «Твори кино».
Среди художественных фильмов этого проекта я отметил бы незамысловатую, но очень тёплую «Башкирскую сказку» Иды Сметаниной.
Среди художественных фильмов чем-то выделились: идеей, фантазией, сценарием, неожиданной развязкой – «Сомниум», «Ладонь», «Докажи», «В объятьях моря». Среди документальных лент я бы отдал предпочтение фильму Натальи Рудановской «От Виктора к Виктору» и внеконкурсной картине, снятой Олегом Блиновым и Романом Катышкиным «Дорога в Болливуд».
Жюри фестиваля наградило другие картины.
Фильмы «Родительская суббота», «Шоколадный ветер», «Он сказал «Мама», «Театр семи девушек», мультфильм «Кнопка» и «Ангелы больше не летают» получили сертификаты на некоммерческий прокат в 64 муниципальных кинозалах Челябинской области.
Фильмы из проекта «Твори кино»
На кинофестивале «Золотые аплодисменты» в Челябинске были показаны работы начинающих режиссёров, принимавших участие в работе культурно-образовательного проекта «Твори кино».
Сам проект родился в 2015 году. Кинообразование направлено на людей совершенно неравнодушных, желающих сказать свое слово в самом массовом из искусств. Результатами работы проекта «Твори кино» стали фильмы челябинских режиссёров, представленные на кинофестивале «ЗА!».
В этом году на кинофестивале продемонстрированы анимационная картина «Вечность», создатели Дмитрий Синявин и Матвей Никитин; документальная лента «Партнер», режиссёр Олеся Шестакова; художественные фильмы «Башкирская сказка», режиссёр Ида Сметанина, «Один-один», создатель Алена Медведева, «Скамейка», создатель картины Сергей Потёмкин; фильм в стиле психологического хоррора «Сомниум», создатели картины Игорь Кирьянов, Александр Чупеев.
Мне не довелось увидеть анимационной ленты «Вечность», с остальными фильмами я познакомился на вечерних просмотрах. Каждая из представленных картин, если учесть, что это было дебютное кино, обратила на себя внимание. Но в ряду художественных фильмов, созданных на проекте «Твори кино», один выделился стилем и формой. Это был фильм Сергея Потёмкина «Скамейка».
А фильме Иды Сметаниной "Башкирская сказка" все роли сыграли непрофессиональные актёры, создавшие особый стиль художественного фильма.
Непохожий фильм
Фильм Сергея Потёмкина больше притча. Выполнен в черно-белой гамме, немой, с представлением трёх ситуаций в одной, главной сюжетной линии. Внимание уделено только чувствам и переживаниям героев, в какой-то степени классический тип фильмов 50-х,60-х, начала 70-х годов прошлого века.
Корреспондент: Как вы коротко охарактеризуете свой фильм? Что вас привело в проект «Твори кино?
Сергей Потёмкин: – Я очень надеюсь, что у меня получилось авторское кино. Путь к созданию фильмов был долог. Я занимался фотографией, снимал на плёнку. Получил опыт созерцания. Я учился видеть кадр. Далее были занятия в театральной студии.
Корр: Получается, ваш приход в кино был многоступенчатым. Не просто мечта детства, а сознательный путь. В основании – занятия фотографией, вторая ступень – театральная студия, третья – проект «Твори кино». Поднялись ещё на одну ступень и сделали фильм. Хотелось бы знать, почему фильм черно-белый, почему немой, в техническом исполнении далекий от сегодняшнего кино с цветом и спецэффектами?
Сергей Потёмкин: Сейчас я вам могу сказать, что это проекция подсознательного. Я смотрел советское кино, увлёкся итальянским кинематографом 50-х,60-х годов. Детские впечатления от кинокартин (я запоминал, как снято кино, какие ракурсы выбраны) сплелось с моим современным увлечением творчеством оператора, снимавшего фильмы тогда. Согласитесь, в то время сделано очень много киношедевров. Тогда был неповторимый режиссёрский и операторский киноязыки. А я, всё-таки, пока ученик.
Корр: Сергей, скажите, как рождался фильм, и что нового вы вынесли из проекта и фестиваля?
Сергей Потёмкин: Фильм был задуман на кинообразовательном проекте «Твори кино». В процессе этого проекта я знакомился с нюансами работы режиссёра, оператора, осветителя, звукорежиссёра. Потом нашёл идею для сценария, показал её в кругу слушателей проекта и сделал черновой вариант фильма.
На кинофестивале каждый новый день начинается с обсуждения просмотренных лент. Я и другие продолжаем учиться. На примере «Скамейки» мы рассмотрели все нюансы, чего я не увидел, что не учёл, каких шагов не хватило. И в свете новых полученных знаний я постараюсь сделать новый фильм.
Нам остаётся только пожелать Сергею удачи.
Несколько слов о самом массовом
Фильм «Сомниум», создатели фильма Александр Чупеев и Игорь Кирьянов, на мой взгляд, был режиссёрами немного неправильно определён тематически – психологический хоррор. А получилась замечательная пародия на жанр ужасов. Когда мы обсуждали фильм, я так и посмел заметить – общим смыслом фильма явилось предостережение: «Бойтесь красивых женщин из социальных сетей». Но Игорь во время обсуждения фильма пояснил многие нюансы художественного кинопроизведения.
В нескольких картинах режиссёры поэксплуатировали образ дьявола-совратителя и противостоящего ему ангела, сделав темой дилемму праведности и неправедности. Праведное побеждает в фильме «Олух», ангел сравнивает счёт в борьбе с чёртом в фильме «Один-Один», и неразгаданный персонаж в фильме «Нестрашный суд» предлагает погибшей женщине повторить жизнь, но не так, как она уже состоялась, а по другому – как мечталось. Кстати, фильм запомнился. Мы привыкли думать, что там, в другой жизни, судьями будет кто-то иной. А вдруг это телевизионное шоу с сотнями зрителей. А ведущему всё-всё про нас, грешных, известно. И он предложит нам взглянуть на нашу повседневную "нормальную" жизнь с иного ракурса. Кульминацией стала последняя реплика с предложением повторить жизнь.
Немного поостыв от претензий к жюри фестиваля, почему не развели в разные группы «юное кино» и «профессиональное», могу сказать с надеждой: Кто бы что не говорил о кризисе кино, оно всё равно остаётся самым массовым и востребованным искусством.