Зима еще не кончилась, морозы еще будут. Ответ на вопрос – как запустить машину в мороз, по-прежнему актуален.
Причин, почему автомобиль в морозы не заводится, несколько. Основные – это неисправность двигателя и проблемы с аккумулятором, второе намного чаще. Если стартер крутит медленно или вообще молчит, отказал аккумулятор. А если крутит, как обычно, но двигатель не запускается, то все вопросы уже к нему.
При низких температурах снижается испаряемость бензина, что усложняет воспламеняемость топливной смеси. Густеет моторное масло, что затрудняет вращение деталей двигателя. Плюс падает плотность электролита в аккумуляторе, что приводит к его разрядке.
Очень многое зависит от вашего аккумулятора. Если он не будет с усердием крутить стартер, у вас не получится запустить автомобиль. В идеале – иметь новый или свежий, хотя бы до трехлетнего возраста. Некоторые в преддверии морозов заносят аккумулятор домой, тогда он не разрядится.
В минус – особой подход
В мороз нужно вспомнить, как правильно заводить автомобиль:
- Перед пуском двигателя оживляем аккумулятор, для чего на 10-20 секунд включаем дальний свет фар (говорят, что это не действует, но наши отцы так делали);
- Снимаем лишнюю нагрузку с аккумулятора – проверяем, выключено ли все электрооборудование;
- Выжимаем педаль сцепления, чтобы двигателю не надо было вращать замерзшую коробку передач;
- Поворотом ключа заводим двигатель. За одну попытку можно крутить стартер не более 10 секунд. Лучше сделать несколько коротких попыток с перерывами на «отдых» стартера и аккумулятора, чем одну длинную попытку. (Дизельные двигатели лучше заводить с одной попытки и крутить стартер, пока не заведется).
- Не спешите сразу после запуска двигателя отпускать педаль сцепления, может заглохнуть даже на нейтральной передаче. Пусть поработает 1-2 минуты, затем медленно отпускайте педаль с перегазовкой (нажимаем педаль газа).
- Если не удается завести автомобиль, попробуйте «продуть» свечи (их может залить бензином). Для этого надо до упора нажать педаль газа и на 10 секунд запустить стартер. После этого попытаться запустить двигатель. Если после 3-4 попыток двигатель не заводится, не мучайте себя и автомобиль.
Крокодилы в запасе
Как действовать с живым аккумулятором, мы рассмотрели. А что делать, если машину все-таки надо завести, а аккумулятор никакой? Как заставить двигатель крутиться?
Для этого стоит прикупить пару «крокодилов» (силовые провода для автомобильных аккумуляторов) и не портить отношения с соседями (водителями). Если хотя бы одна машина во дворе (на стоянке) завелась, все остальные тоже имеют возможность оживить своих железных коней. Как? «Прикурить», подключить ваш автомобиль к аккумулятору соседа. Но делать это надо правильно, иначе можете загубить оба автомобиля.
Нельзя запускать 12-вольтный аккумулятор от источников тока с более высоким напряжением. Например, у большинства грузовиков напряжение 24 вольта.
Нежелательно соединять «минус» внешнего аккумулятора напрямую с «минусом» разряженного. Лучше подсоединить минусовый пусковой провод к любой металлической детали на кузове.
Если запускать двигатель большого объема от малолитражки или дизельный двигатель от бензинового, можно посадить аккумулятор. В этих случаях «запускаемый» требует значительно большей энергии, чем «запускающий».
Как прикурить
Подгоните автомобиль так, чтобы длины пусковых проводов хватило для соединения аккумуляторов, и заглушите его двигатель. Поставьте обе коробки в режим нейтраль (если коробка «механика») или P (parking, если коробка «автомат») и затяните ручной тормоз.
Заглушите мотор запускающей машины. Откройте капоты и подключите крокодилы. Пусковые провода к аккумуляторам подсоединять в следующем порядке. Плюс здорового аккумулятора к плюсу заряжаемого, а минус к любой металлической детали на кузове. Заводим запускающую машину и даем ей поработать на оборотах, порядка 2000 об/мин по тахометру. Глушим двигатель запускающей машины. Подготовка окончена, пробуем завести машину с разряженным аккумулятором. Как это сделать описано выше.
Если двигатель не завелся, сделайте перерыв, после чего повторите запуск. В случае нескольких неудачных попыток, следует отказаться от дальнейшего «прикуривания» и искать причину, по которой мотор не заводится.
Если машина завелась, прогрейте двигатель, после чего снимите пусковые провода в обратной последовательности, и в путь. Желательно, чтобы машина после процедуры хорошо поездила, иначе аккумулятор не зарядится.
Накопить или брызнуть
Автомобиль-донор, со здоровым аккумулятором может заменить пусковое устройство, которое также называют джамп-стартер или бустер. Это «накопитель энергии» для автомобильного аккумулятора, который может выдавать необходимые пусковые токи. Он оснащен «крокодилами» для подключения к клеммам, его мощности хватит на несколько запусков автомобиля.
Помочь запустить двигатель могут специальные аэрозоли, которые впрыскиваются в воздуховод двигателя сразу или за некоторое время перед пуском. Они так и называются – аэрозоли для запуска двигателя. Специалисты рекомендуют их использовать только в крайнем случае. Двигатель заводится, но подвергается повышенным нагрузкам и может выйти из строя.
Есть еще один простой и надежный способ завести машину – «с толкача» на буксире, в качестве которого может выступить другой автомобиль или несколько крепких мужчин. Сразу оговоримся, способ «тяни-толкай» актуален только для автомобилей с бензиновым двигателем и механической коробкой передач.
Если решили толкать, вам для этого понадобится буксировочный трос длиной не менее 4-х метров и хотя бы чуть живой аккумулятор, чтобы включить зажигание в машине.
Соедините тросом машины. Включите зажигание в запускаемой машине. Выжмите педаль сцепления и переведите рычаг коробки передач на вторую или третью скорость. Первая машина стартует и тянет за собой вашу машину. Плавный разгон. При достижении скорости 20-30 км/ч начинайте плавно отпускать педаль сцепления, пока не отпустите ее полностью. Если двигатель и все его системы исправны, он заведется. После этого даем поработать на холостых оборотах, чтобы аккумулятор получил заряд.
Есть даже вариант завести машину в одиночку, используя силу инерции автомобиля. Для этого надо, чтобы автомобиль скатывался под горочку.
Ночь на холостом ходу
Некоторые предлагают просто не глушить двигатель, мотивируя тем, что за ночь автомобиль на холостом ходу много топлива не съест. Утром сел в прогретый автомобиль и сразу поехал.
Специалисты такой подход не одобряют и рекомендуют даже во время нахождения в пробке, в целях профилактики, периодически поддавать газу, чтобы разгонять мотор до высоких оборотов. Это позволяет прочистить камеру сгорания и выхлопную систему от скопившихся отложений и поднимает давление в системе смазки. Если этого не делать, в масляных каналах внутри двигателя появляются твердые отложения, а в цилиндрах и камере сгорания возникает нагар.
Автор: Михаил Андреев
фото из архива редакции