Тембр его голоса – бас-баритон. И те, кто слышал, как он поет, не могут удержаться от сравнения с Муслимом Магомаевым. Тем более, что песни из репертуара великого советского певца, Николай Роткин тоже исполняет.
В Челябинскую область Николай перебрался из Салехарда. Сейчас он работает в Есаульском Доме культуры ведущим методистом и выступает на многих мероприятиях для жителей поселка и всего района. В марте занял первое место на XX Областном конкурсе исполнителей эстрадной песни «Песня не знает границ». Ко Дню работника культуры мы поговорили с Николаем о его становлении как певца, о семье, ее поддержке и о любимой музыке.
– Вы приехали к нам из Салехарда, а где родились и где начался ваш творческий путь?
– Я родился в селе Уйском, там же все и началось с музыкальной школы. В 8 лет я начал учиться играть на баяне. На сцену в первый раз вышел именно с баяном. А вокально на сцену начал выходить после того, как научился играть на гитаре. Тогда я уже запел. Научился гитаре лет в 13, на сцену вышел лет в 15.
– Почему именно гитара?
– Нравились именно песни под гитару. Это было на улицах, даже в мороз. Без разницы, в любое время года. Но с гитарой. Везде и всегда с собой ее носил. Потом начал выступать в Уйском. Также с гитарой, позже пошли минусовки – с ними стало выступать интереснее. Начали ездить на конкурсы. После окончания школы поступил в Челябинский колледж музыки при институте музыки имени Петра Ильича Чайковского на отделение вокала и именно там я начал учиться уже профессионально вокалу. 4 года проучился и уехал в Салехард.
– С чем связан выбор города?
– Родители уехали в Салехард по работе. Я к ним как-то приехал и мне очень понравился город. Приезжал на каникулы, было лето, чуть ли не 30 градусов жары. Там не могло не понравиться. После окончания решил поехать туда. А когда переехали, я начал не с культуры. Пошел на стройку. Иногда надо и руками работать. У меня отец строитель, он научил. Ну и надо чем-то другим заниматься, чтоб скучно не было. Пару лет на стройке отработал, потом все же пошел в культуру. Артистом, вокалистом. Там и началось становление как профессионального певца, как актера. Были новогодние спектакли для детей и приходилось в роль вживаться. Но роли были не всегда музыкальные, были и серьезные. Играли водевиль, надо было и поиграть, и попеть, и даже потанцевать. Очень неплохо получилось. Зрителю понравилось.
– Почему вернулись в Челябинскую область?
– Всей семьей переехали. И родители, они вперед уехали, потом и мы.
– Как приняли в Сосновском районе?
– Хорошо приняли. С первой песни. Только вышел и меня слушали.
– Где лучше выступать?
– Везде хорошо, где есть зритель. Не люблю пустые залы. На конкурсах сейчас только выступающие и сопровождающие. Раньше ездили, зрители были, залы были полные. А сейчас даже на областном конкурсе в зале сидят только те, кто оценивает – члены жюри – и другие конкурсанты. И вот мало того, что три-четыре человек в жюри сидит, еще и ползала тебя оценивают. Я всегда раньше боялся жюри, преподавателей в колледже на экзаменах. Аж трясло от страха – что слова забудешь или не вступишь… Сейчас уже жюри не боюсь.
– Это, наверное, опыт, возраст?
– Все равно же оценивают. А нравится петь именно для зрителя, который тебя принимает. В пандемию, например, очень сложно было, надо было видео записывать. А я не могу петь просто на камеру, раскрыться не для кого. Надо зрителя, хоть 10-20 человек. Даже записывали-то в зале концертном. Но зал пуст, зрителя нет, сложно.
– Чувствуется отношение зрителей, когда они есть?
– Да. Ты его видишь, видишь взгляды. Кто-то, конечно, не очень, а большинство принимают.
– Я в прошлом году видела, как ваша семья приезжала поддерживать вас на выступлении на фестивале «Поет мой край Сосновский». Расскажите о своей семье?
– Туда на самом деле приехало много родственников, как раз в гости приехало много человек из разных областей, и все захотели послушать. Самые близкие, конечно, стараются поддерживать. Не всегда получается, но, когда выходной – с удовольствием приезжают. Я женат, у меня двое детей. Дочери 13 лет и сыну пять.
– Какая музыка вам нравится?
– Я люблю всю музыку, даже современную. Была бы мелодия красивая.
– Даже шансон?
– Да. Раньше, в юности, когда все начиналось, пел и шансон. Тогда всё на свете пел.
– Какой музыки было больше?
– Больше был рок, все его в основном любили. Сейчас вот начали появляться уже те, кто любит и классическую музыку. 8 марта ездили в Уйское, я посмотрел выступления, кто и что сейчас поет. Стало больше классики на сцене. И люди появились, которые поют классику.
– Елена Каменских-Роткина, солистка челябинского государственного академического театра оперы и балета им. М.И. Глинки – тоже ваша родственница?
– Да.
– Приходилось вместе выступать?
– Когда-то, году в 2007 один раз вместе спели, потом я уехал. Второй год здесь живу, пока нам еще не довелось вместе спеть. Планов никаких не строим, потому что и у нее большая загруженность, и у меня своя деятельность.
– О чем можно вместе спеть?
– Можно и классические романсы, можно из современного что-то, но не из нынешнего, больше советского. Из совсем современного мало что можно спеть.
– Сосновский район вам понравился?
– Все устраивает, нравится. Жаль, что мало концертной активности – не проводится столько мероприятий, как в Салехарде. Но сейчас у меня не только такая деятельность. Еще я здесь преподаю гитару.
– И из других поселений к Вам можно попасть?
– Да, осенью. Из Рощино приезжали, но как-то не дошли. Сначала много человек прибежало. человек 40, сейчас потихоньку уходят. Осталось немного. Им некогда, все занятые. Занимаются и взрослые. Например, учится девушка 36 лет, но у нее есть время. А у школьников времени вообще нет дома заниматься. Потихоньку с ними что-то учим.
– Как песни подбираете?
– Для кружка – то, что попроще. То, что они могут быстро сыграть. Потому что, если будет сложно, они все развернутся и уйдут.
– А для концертов?
– Где сам выступаю, во-первых, стараюсь по тематике, потом идет доступность фонограммы. Бывает такое, что нет песни по теме, а надо обязательно. Приходится петь, нравится – не нравится.
– Зритель чувствует?
– Конечно. Если энергии нет, то сразу ощущается. Поэтому стараюсь подбирать, что самому нравится.
Автор: Людмила Труханова
фото из личного архива Николая Роткина и редакции