Казалось бы – расслабься, но педантичный сосед вместо того, чтобы греться на солнышке, пристально осматривает свой вычищенный чуть ли не до блеска автомобиль, лезет под капот, открывает багажник, хлопает дверками. На вопрос – чего суетишься? – отвечает: – Готовлюсь к летнему сезону.
– Так вроде резину еще рано менять – по ночам заморозки? Станет чуть потеплее, переобую зимние шины на летние, поменяю масло, и – здравствуй, лето!
– Ну хоть помыть-то машину надо – вон какая твоя грязная стоит.
– Зачем? День поездишь – опять такая же будет.
Обязательно надо все тщательно промыть. И не только снаружи, включая днище автомобиля, но и внутри. Реагенты, разбрасываемые коммунальщиками зимой, могут существенно навредить машине. Сколько в машину химии за зиму с обувью попадает. Причем надо не только помыть, но и просушить салон. Ведь снег подтаивает, а талая вода дорожку под коврик найдет. Влага и сама по себе не лучший друг металла, а тем более с примесью химии. Так что, весенний субботник для автомобиля, как нельзя кстати. Хорошо бы и пылесосом по салону пройтись. Мешочек для мусора желательно предварительно освободить, чтобы потом проверить, что в него попадет, много интересного можно обнаружить.
Раз уж забрались в салон, не лишним будет обработать пластиковые поверхности специальным полиролем. Он освежит внешний вид и создаст антистатическую защиту, чтобы пыль меньше липла. К тому же, он защитит от ультрафиолетовых лучей, которые очень плохо влияют на пластик.
Не грех воспользоваться очистителем обивки, даже если у вас кожаный салон. Кожа нуждается в уходе даже больше, чем ткань. Со временем она теряет эластичность, растягивается и трескается. Лучше использовать средства с антибактериальным эффектом.
Также надо произвести внешний осмотр кузова, а по возможности и днища. Небольшие сколы и трещинки за зиму могут обрасти ржавчиной и стать проблемой для кузова. Заглянув под днище, можно увидеть неполадки в различных системах автомобиля, а подтеки жидкостей уже напрямую подскажут – что-то не в порядке.
Следует заглянуть и в подкапотное пространство. Убедиться, что все в порядке, при необходимости помыть, без использования мойки высокого давления и, приняв меры предосторожности, закрыть генератор, блок предохранителей, аккумулятор и другую электронику.
Проверьте уровень технологических жидкостей – моторного масла, охлаждающей и тормозной жидкости. Сделайте визуальный осмотр воздушного фильтра, при необходимости замените. Конечно, такие проверки нужно проводить гораздо чаще, тем более, что заглянуть под капот не составляет большого труда. Не забывайте и про технический регламент замены технологических жидкостей автомобиля. Уровень той же тормозухи может быть в норме, но со временем изменяются ее свойства.
Раз речь зашла про технологические жидкости, стоит вспомнить и про моторное масло. Большая часть водителей меняет его с привязкой к сезону – к зиме заливают пожиже, предпочитая синтетику, к лету – чуть погуще, можно обойтись и полусинтетикой. Если вы не таксуете и не ездите на далекие расстояния, то за полгода наезжаете порядка 10 тысяч километров, что укладывается в рекомендации производителей по замене масла.
Кто-то меняет масло строго по регламенту, но для этого надо завести журнал и делать соответствующие записи. Есть и те, кто определяет качество масла по тому, насколько оно потемнело в процессе эксплуатации автомобиля.
Какое масло залить? При сегодняшнем огромном выборе следует вспомнить про инструкцию по эксплуатации автомобиля. Там все написано. Самые важные параметры – группа вязкости и класс качества масла. Рекомендации менеджеров по продаже масла носят вторичный характер, их задача продать то, что подороже. Ваша задача – купить достойный продукт по приемлемой цене. Экономить, конечно, не стоит. Ремонт двигателя – удовольствие не из дешевых. Не забывайте, что при замене моторного масла следует заменить и масляный фильтр.
Теперь можно поговорить и про замену резины. Этот пункт не случайно идет последним. Переобуваться в «лето» нужно тогда, когда среднесуточная температура воздуха достигнет отметки +7 градусов, а ночью перестанет опускаться до минусовых показателей. Спешить не стоит, покрышки, предназначенные для теплого сезона, не обеспечат хорошую сцепляемость с подмерзшей дорогой. Летняя резина при низких температурах теряет свои свойства. Сильно затягивать с переобувкой тоже не нужно. Зимняя резина в теплую погоду быстрее изнашивается, так как она более мягкая и сильнее истирается. К тому же машина становится менее управляемой. Отдельный разговор про шипованную резину. На таких колесах ездить придется аккуратно. Резкие разгоны и торможения на голом асфальте могут привести к вылету шипов.
Осмотрите снятые покрышки на предмет неравномерного износа. Если таковой обнаружите – вам прямая дорожка в автосервис для диагностики авто на стенде развала-схождения.
Замену резины, как правило, производят на подъемниках. Используйте эту возможность, чтобы убедиться в исправности подвески.
И последнее, загляните в багажник, в нем много того, что может вам понадобиться только зимой, заодно вспомните, что может пригодиться летом.
Автор: Михаил Андреев
Фото: Владимир Бреднев