Из-за сильного северного ветра вблизи села Большое Баландино разгорелся лесной пожар.
Во второй половине дня на пульт единой диспетчерской службы пришло сообщение о развитии лесного пожара в окрестностях села Большое Баландино. Земли лесного фонда и сельхозназначения находятся в приграничье Красноармейского муниципального района, Долгодеревенского и Солнечного сельских поселений Сосновского района.
Но глава муниципалитета Евгений Ваганов давно отдал распоряжение сначала бороться с распространяющимся пожаром, а потом выяснять, чья это территория и чьи средства на борьбу с огнем потрачены. И такая постановка вопроса обнадеживает. О пожаре сообщили местные жители. И как рассказывает один из сотрудников Центра пожаротушения и охраны леса в селе Долгодеревенском, рабочие данной государственной организации сразу же выехали на место происшествия. К сотрудникам лесной охраны присоединились пожарные из Долгодеревенского и Солнечного. В течение трех часов пожар был локализован, а потом и потушен. Никто из пожарных и сотрудников лесной охраны и предположить не мог, что через три часа на Сосновский район обрушится шторм.
Около 19 часов внезапно, гораздо раньше, чем предполагали метеорологи, в Сосновский район пришел циклон. Огромный холодный фронт, ринувшийся с севера и подаривший снег с ледяным дождем Екатеринбургу и северным населенным пунктам Челябинской области, ворвался на территорию Сосновского района. В селе Большое Баландино и Прохорово появилось голубое марево и сильный запах гари. Около двадцати часов несколько местных жителей обратили внимание на то, что в северной части лесного массива поднимаются клубы сизого дыма. В половине девятого вечера над лесом поднялось багровое зарево.
Так как под рукой всегда телефон главы Долгодеревенского сельского поселения Александра Желтова, первый звонок ему. Рассказываю, что за деревней вижу зарево, стараюсь туда добраться и уточнить место распространения огня. Двигаюсь в сторону пожара минут пятнадцать-двадцать. Первоначально казалось, что огонь бушует где-то совсем рядом. Пробираюсь молодым леском и, в общем-то, благодарю Бога, что до места огненной стихии не рукой подать, а достаточно далеко. Чем дальше огонь от деревни, тем больше шансов остановить его без последствий. Еще пара звонков. И местоположение уже уточняем с заместителем Виктором Смирновым.
В 21 час 05 минут вижу проблесковые маячки пожарных машин. Еще через пару минут к кромке огня выходит трактор. Сразу спадает напряжение. Но теперь можно и поработать. Нужно отметить, что пожарные расчеты и сотрудники центра пожаротушения и охраны леса в поля за Большое Баландино прибыли оперативно. На ближнем ко мне фасе огненного вала пожар вышел в поле, на полегшую и местами сырую траву. Горение замедлилось, хотя штормовой ветер изо всех сил старался раздуть пламя. Автомашина лесной охраны была от меня далеко. Ее можно было разглядеть в сгустившихся сумерках только по движению фар. Сотрудники ринулись сразу в сторону соснового молодняка. В такой сильный ветер огонь в сосновом лесу может моментально взобраться на сосновые кроны. Верховой пожар намного опаснее и страшнее обычных, когда горит старая трава и лесной валежник. Пожарным лесной охраны удалось остановить распространение огня в сосняке, не допустив возникновения верхового пожара.
Я наконец-то, через кочки, отвалы, по золе, перешагивая через тлеющий валежник, добираюсь до пожарных расчетов. Мужчины держат совет, с какой стороны к крупным очагам подогнать пожарные автомобили. Мы находимся на старой пахоте. Под ногами иногда проседает земля и наверх выступает вода. Хотя, кажется, что весна нынче была совершенно безводной. Такие места в поле или в лесу настоящие капканы для пожарных машин. Наши автомобили имеют повышенную проходимость, но все же не вездеходы. Теперь уже в полной темноте узнаю нескольких бойцов пожарных подразделений. И если бы это были учения, можно было бы поговорить, обсудить условия и расписать все тактические ходы. Но сегодня реальный пожар. В одном месте, окаймленном двойной минеральной полосой, огонь не собирается затухать. Его языки взлетают высоко вверх. А каждый порыв ветра из трухлявых, давно погибших стволов, выбивает снопы искр. Искры вылетают за минеральную полосу. Тут же начинают расползаться тонкие огненные змейки, и трава вспыхивает. Мужчинам-пожарным сейчас не до интервью. Кто-то из бойцов говорит о ранцах и выходе к зоне огня.
– Сегодня с самого утра таскаем на себе воду. Я, наверное, раз двадцать сегодня заправлялся, – слышу я разговор уходящих к автомобилям огнеборцев.
Про себя считаю. Двадцать раз по двадцать литров. Четыреста литров воды. Знакомые пожарные говорят, что не столь тяжел ранец с водой за плечами, сколь тяжела работа опрыскивателем. Сотни монотонных движений.
– Руки от этой палочки деревенеют, – смеется один их бойцов.
С момента сообщения о пожаре проходит менее двух часов. Восточный фас ликвидирован полностью. Угрозы распространения огня в сосновый лес и далее в сторону поселка Полянный Солнечного сельского поселения нет. На западном участке еще полыхает. Но опытные сотрудники лесоохраны говорят, что горит внутри очага. Выхода уже не должно быть… Пожарные и сотрудники лесной охраны смогли победить две почти неконтролируемые стихии, разгоревшийся огонь и шальной ветер.
Собираюсь в село. Над головой чистое звездное небо. Ветер гудит в проводах высоковольтной линии электропередач. И лес шумит. Старые березы скрипят и потрескивают старой узловатой корой. Прямо жуть…Но это не так страшно, как лесной пожар. Дорога домой через ночной лес становится просто романтическим приключением.
Автор Владимир Бреднев
Фото Владимир Бреднев