26 мая 2008 года в поле, в нескольких сотнях метров от домов частной застройки посёлка Рощино Сосновского района Челябинской области, разбился грузовой самолёт Ан-12. Трагедия унесла жизни девяти членов экипажа, которые до последнего делали всё, чтобы увести терпящее бедствие воздушное судно от жилой застройки и от «Макфы».
Как это было. В 20:03 самолёт Ан-12 взлетел и начал набирать высоту. Через несколько минут члены экипажа сообщили о задымлении в грузовом отсеке. Командир запросил у диспетчера разрешение на возвращение – экипаж рассчитывал приземлиться в аэропорту Челябинска. Во время разворота одна за другой стали отказывать системы самолёта. Произошло самопроизвольное выключение двух левых двигателей, как выяснилось позже, из-за отказа подачи топлива.
Около 20:11 самолёт исчез с экранов локатора. Семь членов экипажа и два сопровождавших их техника в результате крушения погибли.
Первыми на место крушения прибыл наш экипаж из пожарной части №61 главного управления МЧС России по Челябинской области. Один из них, Александр Лапин, согласился поделиться своими впечатлениями.
Этот вечер запомнился Александру Владимировичу тем, что весь день шёл мелкий дождик и везде была слякоть. Он рассказывает:
– Поступил сигнал, мы в это время находились в боксе – производили плановые осмотры автомобилей. Выехали, наш экипаж первый прибыл на место аварии. Сначала думали – упал какой-нибудь маленький самолёт. А когда поднялись на горку, увидели истинный масштаб трагедии.
Для справки. Ан-12, четырехмоторный транспортный самолёт для грузовых перевозок со взлётной массой более 60 тонн, размах крыльев 38,015 м, длина самолёта 33,109 м, высота 10,525 м.
Александр Владимирович продолжает:
– Самолёт, уходя от столкновения со зданием элеватора на «Макфе» зацепился за высоковольтную линию, поэтому о землю ударился боком. Обломки самолета лежали по всему полю. Один из двигателей полностью врезался в землю, в глубину метра на три, второй улетел на край поля. Подали ствол на тушение, потому что обломки фюзеляжа продолжали гореть. Одно крыло лежало рядом с самолётом. Как потом выяснилось при вывозе деталей, для установления причины аварии – это было крыло, полное топлива (топливные баки в самолёте находятся в крыльях). Хорошо, что огонь до него не дошёл.
памятник погибшему экипажу
– Александр Владимирович, а что с экипажем?
– Остатки самолёта были в клочки порваны и по всему полю рассеяны, что уж про людей говорить – их просто разорвало. Собирали только фрагменты тел. Благодаря действиям экипажа удалось избежать большей трагедии, ведь самолёт пролетал именно над Рощино, а пилоты вытягивали его на поле. И от «Макфы» его увели. Это взрывоопасное производство, был бы взрыв несопоставимых масштабов – вся «Макфа» взлетела бы. В 8 часов вечера, как раз шла пересменка – количество жертв измерялось бы сотнями. Так что жители Рощино и работники «Макфы» должны быть благодарны пилотам. Можно считать, что 26 мая у них второй день рождения.
Позже, проанализировав действия пилотов разбившегося Ан-12, авиационный комитет признал их адекватными и профессиональными.
В 2009 году указом президента экипаж разбившегося Ан-12 посмертно награждён орденом Мужества. За мужество и профессионализм, проявленные при исполнении служебного долга в экстремальных условиях, пилот-инструктор 1 класса Анатолий Сережкин, второй пилот 2 класса Алексей Волков, штурман-инструктор Олег Севастьянов, бортмеханик Александр Пашков, бортрадист Виктор Тюменцев, бортрадист Юрий Богдан, бортоператор Андрей Макаров, инженер Юрий Тюков и инженер Григорий Бондаренко посмертно награждены орденом Мужества.
– Экипаж Ан-12 в условиях задымления кабины при последовательных отказах систем, приборов и двух двигателей, выйдя из облаков на высоте около 100 метров, сделал всё возможное, чтобы отвести самолёт от столкновения со зданиями фабрики «Макфа» и строениями жилого поселка Рощино Челябинской области, – подчеркнул министр транспорта Игорь Левитин, вручая награды семьям погибших.