Сниффинг – это разновидность токсикомании, при которой ребёнок вдыхает газ из зажигалок или баллончиков, для их заправки. Дети могут умереть от удушья при первом применении, определённой смертельной дозы не существует. В группе риска дети от 9 до 17 лет.
Зажигалки и газовые баллончики для их заправки можно купить на каждом шагу. На продажу нет ограничения по возрасту. Сниффинг – это больше групповое занятие, когда ребёнок пробует что-то «за компанию», не осознавая опасности. В школах ведётся просвещение насчёт употребления алкоголя, табака и наркотиков, но мало уделяется проблеме токсикомании.
В интернете активная компания по призыву попробовать «подышать газом» на многих доступных для детей ресурсах, что никак законодательно не регулируется и не блокируется.
Действие газа
При вдыхании газ сразу попадают в кровь, минуя все защитные барьеры в виде печени и ЖКТ. У организма просто нет шансов на защиту от кислородного голодания, которое провоцирует газ, вытесняя кислород. Происходит гипоксия головного мозга, что ведёт к галлюцинациям и изменению сознания.
Дети не понимают, что балансируют между жизнью и смертью. В любой момент ребёнок может умереть от удушья. От вдыхания газа может произойти паралич дыхательных путей, отёк лёгких и мозга, остановка сердца. Чем хуже интоксикация, тем печальнее развиваются события.
При злоупотреблении в первую очередь страдает мозг, что ведёт за собой ухудшение памяти и интеллекта. Ребёнку всё труднее учиться, он менее вынослив в физическом плане. Поведение становится агрессивным и неуправляемым.
Внешне у ребёнка можно заметить:
- отёчность и прилив крови к голове (красное и горячее лицо)
- раздражение слизистых рта и носа
- вокруг губ, у уголков раздражение на коже
- охриплость
- апатия или, наоборот, возбудимость
- тошнота, рвота, сонливость, бледность кожи
- изменение поведения: агрессия, скрытность и пр.
- слезящиеся и красные глаза, расширенные зрачки
- «пьяное» состояние, но нет запаха алкоголя
Особую опасность сниффинг представляет собой в закрытых помещениях (подъезд, квартира, дом), где у ребёнка нет доступа к кислороду. Снифферы собираются дома с друзьями, пользуясь моментом, пока родители на работе. Или подростки в основном дышат газом на территории школы после уроков в укромных уголках, скрытых от людей.
Если вы нашли у своего ребёнка зажигалку, но не обнаружили сигарет — это вовсе не значит, что всё хорошо.
Как разговаривать со сниффером?
Если вам пришлось столкнуться с такой проблемой, как бы тяжело не было, не кричите и не ругайте ребенка. В момент разговора нужно как можно деликатно подойти к выяснению вещества, которое употребляет и (или) вдыхает ребёнок.
Если разговор пойдёт в ключе угроз, криков и «где были мозги» – это приведёт к тому, что ребёнок закроется в себе. Вы потеряете нить привязанности и из родителя превратитесь в обвинителя.
Следующий шаг после выяснения природы вещества – это проговорить опасность. Поставьте в ряд алкоголь, наркотики, табак и токсикоманию. Дети по незнанию думают, что токсикоманить – это не тоже самое, что наркоманить. Разве продавали бы зажигалки и баллончики детям, если бы они были опасны? А они опасны, но ваш ребёнок может этого не знать.
Выясните, с кем ребёнок в компании вдыхал газ, не делал ли это под принуждением. Присмотритесь к его окружению, пусть чаще приглашает друзей в гости, чтобы вы имели представление с кем он общается. Не будьте наивны и не верьте, что «он больше никогда». Доверие – это хорошо, но в случае токсикомании опасно. Это опасная зависимость, которую нужно лечить не родителям. Обратитесь за помощью к специалистам в реабилитационный центр.
Автор: Мария Нацентова, помощник прокурор Сосновского района
фото из архива редакции