В поселке Кременкуль продолжаются работы над благоустройством мемориала героям Великой Отечественной войны и труженикам тыла. Вместе с главой поселения Александром Глинкиным на заводе художественного литья в Каслях побывал корреспондент «Сосновской нивы».
Давно мечтал посмотреть, как работают литейщики на изготовлении художественных изделий. Но промышленный туризм оставляет желать лучшего. А на предприятии, куда мы попали волей обстоятельств не так давно, вообще хождение туристов не приветствуется. Мешают производственному процессу.
Мне повезло. Череда происходящих в Сосновском районе событий привела меня на литейное предприятие ООО «Каменный пояс» в городе Касли.
Первое заочное знакомство произошло в 2019 году, когда скульптор Константин Гилёв представил жителям Кременкуля скульптурную группу «Деревенское танго». В 2022 году мы присутствовали на открытии памятника труженикам тыла. И вновь скульптуры были отлиты мастерами «Каменного пояса». В 2023 году общественный Совет поселка Кременкуль принял решение установить на мемориале Вечный огонь. И сделать мемориал, увековечивший память о кременкульцах, трудившихся и воевавших в годы Великой Отечественной войны, одной из площадок патриотического воспитания подрастающего поколения.
Кременкульцы решали, как будет выглядеть мемориал, где будет расположена чаша Вечного огня, как она будет выглядеть. А мы узнали, что работы по художественной отливке вновь будут выполнять мастера из Каслей. И смогли попасть на завод.
На складе, как в музее
Вместе с главой Кременкульского поселения Александром Глинкиным посещаем ООО «Каменный пояс». Встречают нас руководитель предприятия Кирилл Мурашкин и знакомый нам скульптор Константин Гилёв.
Во дворе предприятия стоят выставочные образцы и готовые заказы. Кругом литье. Знакомый каслинский чугун и сплавы.
Кирилл Мурашкин рассказывает, что поточных заказом на производстве нет. Каждый заказ мастера делают оригинальным, поэтому количество отлитых изделий считается поштучно. Вот обычные фонарные столбы. Их теперь заказывают много, так как в нескольких соседних областях работают программы по благоустройству общественных пространств и территорий. Делай и делай. Но формы у всех увиденных нами столбов разные, и конфигурации фонарей разные. Разные узоры на декоративных решетках, на новых воротах.
Идем в цех, где часть оборудования для Вечного огня уже готова. Центром будет традиционная звезда. Обрамление еще придумывают. Александр Глинкин, глава Кременкульского поселения, просит скульпторов для начала нарисовать несколько вариантов установки декоративных атрибутов. Кирилл Николаевич и Константин Александрович упоминают о некоторых требованиях, которые сейчас предъявляют к ритуальным сооружениям газоснабжающие организации. Технику безопасности, чтобы факел не сбивался ветром любой силы, не заливался дождем любой интенсивности, нужно соблюдать. Поэтому есть нюансы выполнения некоторых декоративных форм. Вес конструкции тоже нужно брать во внимание. Как все будет расположено, какой постамент готовить и так далее.
И совсем уж мелкие детали Александр Васильевич остается обсуждать с Константином Александровичем.
Несколько слов о литье и песке
А мне Кирилл Николаевич, пусть и коротенько, но показывает процесс литья.
Оказывается, каслинское чугунное литье вещь не оригинальная. Даже как-то обидно. Привыкли мы на Урале слышать устойчивое выражение6 «работы каслинских мастеров». Но до появления каслинских заводов на Урале художественное литье существовало. В России такие отливки делали на карельских заводах, на тульских, московских. И украшали чугунным литьем обе столицы, монастыри, богатые усадьбы задолго до появления каслинских и кусинских чугунолитейных заводов. И только в середине восемнадцатого века литейные заводы с художественным литьем появились в Каслях и Кусе. Мировая слава к ним пришла через полтора столетия. Фурор произвел Каслинский литой павильон на Парижской выставке в 1900 году.
В Каслях, оказывается, уникальна не отливка, а формовочный песок. Песчано-глинистые смеси добывают на карьерах, привозят в цеха, сушат, дробят в очень мелкую пудру, смешивают с какими-то дополнительными ингредиентами. Но формы из этого песка получаются идеальные. Кроме того, песок дышит.
Спрашиваю у Кирилла Николаевича, что это значит? При заливке металла в форму песок пропускает лишние газы, поэтому отлитые формы получаются идеальными. Идеальность в том, что песок держит очень мелкие детали в форме. И детали на чугунной отливке воспроизводятся.
А уж красота и оригинальность каслинского литья целиком зависит от умений и художественного вдохновения скульпторов.
Рождение формы
Среди выставленных опок(специальных формовочных ящиков) пробираемся к мастерам, делающим форму для отливки. Рядом в раскаленном жерле электропечи готовится металл. Чуть в стороне рабочий упорно смотрит внутрь какого бункера, в котором идет очистка форм. Весь цех наполнен производственным шумом и запахом металла.
В отгороженном помещении работает мастер. На столе будущая форма. Скульптуру, изготовленную из пластилина, недавно уложили на песчано-глиняную подушку.
Это только начало процесса. Потом отдельно будут формоваться все делали. Чтобы в конце концов получилась готовая отливочная форма. Специально для меня открывают одну из готовых форм. Зубилом и несколькими ударами молотка форму разъяли надвое. От объемной фигуры я вижу небольшое углубление. Но мастер откалывает еще часть, потом еще. И на моих глазах появляется объем. Процесс не быстрый. Но завораживающий. Вроде просто все. Но мне рассказывают о другой форме, способной сделать скульптуру полой изнутри и легкой. На такие манипуляции уйдет еще не один день.
О потомственности
– Мастеров для нас сейчас готовят. Есть специализированное училище, – рассказывает Кирилл Мурашкин. –Но в профессии остается немного людей. Сами видите, работа творческая, но грязная, пыльная, дымная. И результат, порою приходится ожидать долго. Здесь остаются чаще всего те, кто не в первом поколении занимается художественным литьем.
Оказывается, Кирилл Мурашкин идет по стопам своего отца Николая Мурашкина, в 1995 году стоявшего у истоков ООО «Каменный пояс». А Константин Гилёв человек четвертого поколения, связанного с каслинским литьем. Прадед восстанавливал завод Каслинского литья после гражданской войны, дед был главным скульптором Каслинского машиностроительного завода, отец мастер-педагог и мастер литейного цеха машзавода.
И таких потомственных мастеров в Каслях много. Они и не дали потерять своеобразный художественный промысел в годы больших экономических потрясений.
Александра Васильевича Александру Васильевичу
Во дворе завода Александр Глинкин присматривается к образцам декоративного Каслинского литья. Крепкий хозяйственник не упускает возможности прицениться к малым архитектурным формам.
В знак признательности каслинские мастера преподносят Александру Васильевичу небольшой презент – бюст русского полководца Александра Суворова, когда-то созданного руками скульптора Александра Гилёва.
Время посещения завода ограничено. Мы возвращаемся в Сосновский район и ждем монтажа литых изделий на Кременкульском мемориале.
Автор: Владимир Бреднев
Фото: Владимир Бреднев