В преддверии Дня железнодорожника, который празднуется в первое воскресенье августа, корреспондент «СН» побывала на одной из железнодорожных станций Сосновского района – на «Ессаульской».
День железнодорожника впервые установили в 1896 году приказом министра путей сообщения Российской империи князя Михаила Хилкова. Так совпало, что в этом же году основали и станцию «Ессаульскую». Именно так, с двумя буквами «с» и называется станция, согласно справочнику РЖД.
В справочнике станций, согласно сайту ОАО «РЖД», в Сосновском районе две железнодорожные станции: Ессаульская и Полетаево-1. Также железнодорожники работают на переездах, на остановочных пунктах и на разъездах: Касарги, Биргильда, Полетаево-2, Смолино.
Станция относится к Челябинскому отделению Южно-Уральской железной дороги и расположена на линии Челябинск-Верхний Уфалей. Сейчас через станцию следуют пассажирские, грузовые и пригородные поезда. Станция отнесена к пятому классу с грузовой маневровой работой. О нелегкой работе тружеников стальной магистрали мы поговорили с начальником станции Еленой Середкиной и другими железнодорожниками. Все они живут в поселке Есаульском.
Оперативно действовать
В штате станции двое дежурных по станции – Розалия Зиннурова и Карина Дылюк. В день моего визита на станции присутствовали обе дежурные, так как Карина только-только начала самостоятельно работать. Обычно работают по одному. Дежурные по станции обслуживают станцию Ессаульскую и Ишалино – она находится в Аргаяшском районе. За день через станцию проходит около 16 поездов. Поезда дальнего следования – на Новый Уренгой, Нижневартовск, Санкт-Петербург, и обратно, а также «Орлан» до Екатеринбурга, не останавливаются. А вот электрички до Верхнего Уфалея на Ессаульской пассажиров забирают. Больше всего работы, конечно, с грузовыми составами.
– Работаю с 2018 года, уже успела и в декрете побывать. Работа очень нравится. Здесь надо быстро думать, оперативно действовать и не бояться ответственности, – рассказывает Розалия Зиннурова. – Наша работа заключается в пропуске, приеме поездов: грузовых и пассажирских. На данный момент прибывает локомотив, он привозит вагоны. Я должна эти вагоны обрабатывать, подавать на подъездные пути, работать составителем поездов. Необходимо контактировать с машинистом и с работниками подъездных путей. Надо все успевать – следить за поездами и за это время пропускать другие поезда, и успевать другую работу делать.
10 километров ежедневно
Монтеры пути – в обиходе железнодорожники называют себя «путейцы» – на станции выполняют самую тяжелую работу: в лютый холод и сильный зной, в снег и дождь они проверяют рельсы и стрелки, очищают их и заменяют или ремонтируют, проверяют пути на соответствие нормам. На вопрос, в чем заключаются обязанности, дружно отвечают – обеспечение безопасности движения поездов. Ведь если хоть одна стрелка или путь будет в снегу или что-то случится, движение поездов придется задержать.
В бригаде на станции сейчас трудится шесть человек: бригадиры Равиль Курманов и Дамиржан Иргалин, монтеры пути Ражап Кутлужухин, Рамиль Ханов, Евгений Миниёров и Вячеслав Середкин.
– У нас одна бригада. Все вместе каждый день мы проходим наш участок пути. Это 10 километров: со станции Касарги с 216 по 225 километр. Базируемся на станции Ессаульской. Работаем по пятидневке, а по выходным дежурим. Обязательно в дежурство выходит бригадир и с ним работает монтер пути, осматривает путь вместо осмотрщика, – делится подробностями работы Дамиржан Иргалин.
Его стаж работы 30 лет. Да и другие работают уже давно. Вячеслав Середкин именно на этой станции трудится с 1996 года. До этого работал в Аргаяше.
– В нашей работе все интересно, каждый день все по-новому. Самое сложное – работа в ночные окна. Бывает так, что ночью нужно поменять срочно рельсы, отремонтировать пути. И тогда в ночь идем на работу. Такое не часто, но случается.
Головная боль – нарушители
На станции есть регулируемый железнодорожный переезд. Открывают и закрывают его дежурные по переезду. Их обязанности тоже заключаются в обеспечении безопасности движения поездов и транспорта, который проезжает переезд. Когда движется поезд, на переезде сначала звенит звонок, потом опускается шлагбаум, затем поднимаются крышки – верхние части устройства, закрывающего переезд. Сигнальные огни при этом обязательно горят.
Дежурных по переезду шестеро: Зульфия Сисанбаева, Зилия Кучукова, Татьяна Вепрева, Татьяна Курманова, Дина Ахметзянова и Ольга Хламкина. Есть и подменный дежурный. Это Равиль Ханов, один из монтеров. Стаж у всех немалый: кто-то работает с 2001 года, кто-то с 2006-го, кто-то с 2010-го.
– Мы все пришли сюда кого-то заменять на время декрета, да так и остались. Из дома до работы здесь близко, в город ехать не надо. Пришли – ушли пешком, можем на себя надеяться. График у нас посменный, по 12 часов. И мы привыкли, на пятидневку уже вернуться было бы сложно. Когда в ночь или с ночи – дни тоже выходные, мы успеваем переделать все дела. А если случается, что нужен определенный день, можем и поменяться, – рассказывают дежурные.
Образование у всех разное. Есть и те, у кого оно профильное. Татьяна Вепрева, например, окончила железнодорожное училище по специальности «Дежурный по станции». На станцию идти работать не хотела принципиально. Пришла на замену другой дежурной на время декретного отпуска и трудится на переезде уже не первый десяток лет.
На вопрос о сложностях работы дежурные рассказывают о погодных неурядицах – им, как и путейцам, приходится работать в любую погоду на улице.
– Зимой тяжело, во время снегопада. Самим нужно чистить и путь, и стрелки. Так как у нас здесь стрелочный перегон в пределах станции, то все это делаем мы. Говорят, что нельзя больше семи лет в ночь работать, а мы по 20 лет так живем.
Есть и другая «головная боль» дежурных: водители, которые торопятся проскочить. Нарушители.
– По сравнению с другими у нас хороший переезд. Мы телеграммы читаем от РЖД, на техучебе нам рассказывают случаи на переездах. На нашем, в основном, водители стараются не нарушать, достаточно ответственно относятся. Но иногда нарушают. Вот зазвенел звонок, замигали огни переезда, человек должен остановиться. А люди едут. Некоторые водители невнимательные, на огоньки не смотрят или солнце их ослепило. Иногда шлагбаум сносят. Был случай, шлагбаум уже опускался, а на грузовике водитель решил, что проскочит. Зацепил, шлагбаум своротил и поехал дальше. Нарушителей нужно записывать и передавать в ГИБДД для разбирательства.
Постоянно учимся
– С 1993 по 1996 год на станции Аргаяш я работала стрелочником. В 1996 году приехала вместе с мужем в Есаульский, тут моя родина. Стала работать дежурным по переезду. Так отработала четыре года и поступила учиться на железнодорожника. До этого у меня было другое образование. После окончания учебы стала дежурным по станции. С 2008 года работаю в должности начальника станции, – рассказывает начальник станции Елена Середкина.
Работу на железной дороге Елена Юрьевна сравнивает с военной организацией – могут вызвать в любой момент. Но если все идет по плану, то работает начальник станции по обычному графику. С утра – планерное совещание, постановка задач работникам на день, планирование погрузки и выгрузки. Цифровизация проникла во все сферы нашей жизни, на железную дорогу новшества приходят в числе первых.
– Уходим от бумажного варианта. Журналы ведем в электронном виде. За поездами следим тоже через специальные программы. Новому учимся постоянно. Каждый месяц у нас курсы, их тоже проходим онлайн. У дежурных по станции также учеба. Сдаем все экзамены. Раз в пять лет – на должность, периодически – внеочередные. У дежурных по переезду постоянно техучеба, со сдачей зачетов. Все время мы учимся, повышаем знания.
За 15 лет в должности начальника станции Елена Середкина научилась справляться с любыми трудностями. Главное, организовывать безопасное движение поездов и слаженную работу коллектива. Иногда приходится совмещать и работать за дежурного по станции, за приемосдатчика, за оператора.
Организовывает Елена Юрьевна коллектив и на отдыхе.
– Отдыхаем мы замечательно. И коллективом, и семьей. Летом выезжаем на базы отдыха. Например, отмечаем День железнодорожника. Недавно с половиной коллектива ездили на сплав.
Пожелаем всем работникам железных дорог следовать по рельсам счастья и обязательно прибыть к станции достижения целей. С Днем железнодорожника!
Автор: Людмила Труханова
фото автора и из личного архива Елены Середкиной