Проехав Силач и станцию Маук, мы стали приближаться к границам родного Сосновского района. Вторая половина дня и вторая половина дороги сулили подарить интересные пейзажи и мимолётные встречи с простыми южноуральцами, озорными, мудрыми, весёлыми, живущими надеждами на светлое будущее, людьми, привыкшими надеяться только на себя.
Далеко за полдень мы попрощались с Вишнёвыми горами (о том, что мы видели горах, предыдущий наш рассказ). Дорога наша снова лежала через поля и леса, где транспорта было немного. Только Каслинское шоссе, соединившее город Касли с Кыштымом, напоминало, что мы кружим около большой цивилизации.
По дороге на Слюдорудник
После станций Силач и Маук мы сделали ещё одну остановку на берегу одного из многочисленных озёр, прилегающих к автодороге Касли-Кыштым. Просто съезд к озеру был более или менее удобный. Место обжитое. Прошлись по берегу, отыскали какой-то странный желоб, выложенный гранитными камнями. На него никто никогда, наверное, не обращал внимания.
Но зачем среди леса каменный жёлоб? Изысканий проводить было некогда, солнце уже стало спускаться к западным отрогам.
Может, кто когда и обратит внимание на этот странное сооружение среди соснового леса. Людей здесь бывает много. Видно, что рыбаки часто ночуют, жгут костры и, как всегда, безмерно мусорят, оставляя после себя леску, банки из-под наживки, пивные бутылки и пачки из-под сигарет. Не знаю, почему у наших людей живёт такая неискоренимая тяга оставить кучку какашек там, где был. На скалах написать своё имя, на берегу озера бросить пластиковую и стеклянную бутылку, кульки и упаковочную бумагу, а из окна автомобиля обязательно выкинуть на дорогу горящий окурок.
О том, что к огню мы относимся без опаски, напоминает картина выгоревшего соснового леса по обе стороны от дороги, пролегающей над озером Сугомак.
Весной этого года на Челябинскую область обрушилось настоящее огненное бедствие – горели тысячи гектаров лесов и полей. При этом главный лесничий Челябинской области, отчитываясь на одном из совещаний перед губернатором, заверял – в отрасли всё в порядке. Но жители видели – не в порядке, враньё и очковтирательство. Только простые люди у нас живут на одной Земле, а обличённые властью – на другой.
А раны от лесных пожаров видны до сих пор. Молодой сосняк стоит рыжим – умер. Вековые сосны ещё борются за жизнь, но на будущий год умрут тоже.
До троп, ведущих на Сугомак, пожара не допустили. Но останавливаться у подножия мы не стали. Ни для одного путешествия по этим достопримечательностям мы, как туристы, оказались не готовы. Подниматься на Сугомак по лесной тропинке в рубашке без рукавов и офисных туфлях не хотелось – комары и другие мелкие твари только и ждут такого растяпу. Лезть в жерло слюдяных шахт, не зная брода, и наскоком было делом глупым.
Но Слюдорудник славится именно тем, что сюда люди ездят посмотреть на тоннели, побывать внутри горных выработок, отковырять какой-нибудь камень и привезти его в город. Вот, мол, достояние Уральских гор. Иногда полезно просто побродить по этому лесу, почувствовать физическую усталость от подъёмов и спусков, попить воды из чистых холодных даже в самую жару ручьёв. Есть здесь и отличное место отдыха, туристический комплекс«Провинция».
Одному бродить по горам и лесам не стоит. Повстречать лесное зверьё в этих местах можно без особого труда. Весело, если это заяц или ёж. Такой вот лесной «экстремал» перед нашей машиной дорогу стал переходить. Ёж, не думая об опасности, грел лапки и пузо об асфальт. Тащился, как контуженный. Такого и переехать запросто могут – автомобильная дорога до рудника в хорошем состоянии. Пришлось доставать видеокамеру и снимать лентяя. Не желая быть звездой ютуба, ёж активизировался и, фыркая, улез в непроходимый ельник.
На Косой мост
Если Вам не хочется возвращаться в Кыштым, и вы решили со Слюдорудника выехать на трассу до Карабаша, будьте готовы преодолеть пару десятков километров настоящего бездорожья. Когда-то это была отсыпанная щебнем лесная дорога. Сейчас её капитально разбили. После дождей встречаются широкие лужи, которые лучше проходить по фарватеру – под вами каменное дно. А вот мотнётесь к обочине, можете присесть на вязкой грязи. Такие дорожные безобразия до спрятавшегося в тайге элитного посёлка Белое озеро. К нему пока дорога уже грейдирована и местами засыпана щебнем.
Совсем неожиданно перед вашими глазами откроется аномальная зона. Это деревенька Косой мост, приютившаяся у трассы Кыштым-Карабаш. Если вы остановитесь у примыкающей грунтовки справа, к вам сразу подойдёт черная собака, с затёкшими белой плёнкой глазами. Она выберется из развалин пожарища. Обугленные головни и полуразрушенные навесы говорят о том, что когда-то здесь было несколько домов – их не спасли от пожара.
А вот и местный житель:
– Нас только трое тут живёт. Мой дом вон тот, – местный житель показывает рукой на противоположную сторону грунтовки, – самый капитальный.
Житель деревни Косой мост словоохотлив и добр по натуре. Он кивает на дом за спиной:
– Тут погорелец. Дом-то во время пожара занялся по фасаду, но отбили. Так в горелом и живёт. В следующем тоже горе мыкают. Только у меня с подворьем всё в порядке, но и я в полном недоумении – со всех сторон теперь отсечён охранными зонами. С востока охранная зона озера Увильды. По моему огороду проходит. Я три раза «зелёнку» вынужден был переделывать: то можно внести, то нельзя, то опять можно. С запада подступила охранная зона высоковольтной ЛЭП.
Мужчина показывает на высоченные металлические мачты, на которых висят толстенные провода на длинных изоляторах. Мы смотрим на просеку, выходящую из тайги прямо на территорию деревеньки. Наверное, когда проектировали строительство энергетического объекта, Косой мост, как обжитое место вообще в расчёт не брали.
– Построили ЛЭП почти через деревню. Теперь тут земли никому не нужны. Под горой болота, на горе ЛЭП, за ЛЭП – лес. Умрём мы, наверное, скоро, – нас собеседник грустно улыбается, – В Кыштыме я во властных кабинетах никому объяснить не могу, что в этом месте долгие, долгие годы люди жили, – в его словах больше сожаления, чем ярости и напора бывалых борцов.
Складывается такое впечатление, что он уже давно разуверился в словах некоторых больших чиновников, часто повторяющих с трибуны в Челябинске: «Мы работаем для блага нашего народа. Жить простому труженику в Челябинской области должно быть комфортно». Но за большими проектами, к сожалению, не видать маленьких деревенек и их мужиков, живущих здесь многому вопреки.
Один из местных в деревне Косой мост пытается заниматься предпринимательством. У дороги открыл точку, торгово-питательную. Можно воды купить, кофе с бутербродами отведать, передохнуть, если едешь давно. Как мы поняли, есть попытки готовить и горячую пищу, но не дай Бог, представители роспотребнадзора из Кыштыма на Увильды поедут…