Осенью прошлого года «Сосновская нива» рассказала о драматических событиях, развернувшихся в Харлушах во время гражданской войны. Многие десятилетия о той истории не подозревали ни краеведы, ни далекие потомки жителей деревни.
Но вот два года назад южноуральский историк Николай Антипин внимательно изучил следственное дело ЧК в отношении настоятеля Покровской церкви в Харлушах Федора Суханова. В деле содержатся десятки подробных документов. Исследователя удивило, насколько яростно прихожане храма и недавние староверы защищали священника от обвинений. Не боялись навлечь на себя громы и молнии от грозной ЧК.
Почему за ним шли
Как вся казацкая округа, жители Харлушей в мирные годы крестьянствовали, в военные – вставали под ружьё. Отец Федор в своей короткой жизни тоже испытал две доли: пахаря и воина. С началом Первой мировой войны молодого священника мобилизовали в действующую армию. Солдаты черпали твердость духа в его проповедях.
Последние два года жизни батюшка Федор Суханов вел миссионерскую деятельность среди старообрядцев, служил в храме и преподавал в двух казачьих школах. В своем историческом расследовании кандидат наук Николай Антипин установил, что накануне революции в поселках Харлуши и Костыли 80 процентов жителей были староверами и только 20 процентов – единоверцами-православными. Однако благодаря проповедям и беседам нового священника в храм Покрова Пресвятой Богородицы стали обращаться все больше крестьян. Они просили обвенчать молодых, окрестить ребенка или отпеть усопшего. Дело не только в проникновенных убеждениях батюшки, мол, православным надо объединяться. Суть в том, что теперь отца Федора знала и любила вся округа.
Старенькие батюшки, служившие в храме до него, сдавали в аренду свои 300 десятин (ими наделяло священников Оренбургское казачье войско). А молодой, полный сил крестьянский сын Федор Суханов трудился на этой земле со своими детьми и получал хорошие урожаи.
В начале ХХ века на Урале и в Зауралье каждые четыре года свирепствовала засуха. Наступал голод. Тогда священник Федор Суханов не побоялся взять на себя хлопоты в Харлушевском кредитном товариществе и организовал для Харлушей механическую мастерскую. При этом самым рукастым слесарем-механиком по восстановлению жнеек, борон и молотилок стал не кто-то, а он сам! Посевную стали проводить быстрее, жатва уже не зависела от непогоды так сильно.
«Предлагаю применить наивысшую меру»
В 1919 году гражданская война откатилась из пригородов Челябинска на восток страны. Деятельность священника Суханова попала в поле зрения ЧК. Следователю, который вел дело, арестованный не внушал никакой симпатии. Может, раздражал успех его объединительной работы и популярность народного героя «от сохи».
В документах, найденных Николаем Антипиным в Объединенном госархиве Челябинской области, самый трагичный лист – это Заключение с размашистым витиеватым вердиктом «РАЗСТРЕЛ». Еще и подчеркнуто. Подпись следователя Губчека вы наверняка не так себе представляли. Это монограмма в виде усатого игривого сома со спрятанными внутри инициалами. Нам ту реальность, наверное, уже не понять…
В октябре 1919 года, несмотря на защиту харлушевцев, священника расстреляли. А в 1923 году, сто лет назад, верующие объединились и подали заявление о возрождении православного прихода деревень Харлуши и Костыли.
В нынешнем году у старинного харлушевского храма много «круглых дат». Судите сами: 150 лет со дня рождения священника Федора Суханова и 150 лет со дня торжественного освящения церкви. Мало того, исполняется 20 лет со времени восстановления храма.
Однако переместитесь мысленно в нетерпимый к религии 1923 год. Новое объединение общины, недавно потерявшей заботливого и человечного настоятеля, – это все-таки событие особого рода.
Новые факты
В сентябре 2022 года кандидат исторических наук Николай Александрович Антипин поделился результатами своего поиска с сосновскими старшеклассниками. Научную конференцию «Сохранение народной культуры» провел для юных историков наш краеведческий музей. Аудитория собралась подготовленная – несколько ребят в тот день сами выступили с докладами. Учитель Долгодеревенской школы Ольга Еремина сообщила, что будущие краеведы уже выбирают темы для новых исследований.
А поиск новых фактов биографии Федора Дмитриевича Суханова не прекращается. Недавно Николай Антипин рассказал в СМИ о новых находках.
Кто больше всех поддерживал прогрессивного агрария-священника? – Конечно, его семья. Вместе с доброй и трудолюбивой матушкой, попадьей Феодосией Павловной они вырастили СЕМЕРЫХ детей. Старшие помогали отцу в поле, на покосе и на току. Дети родились рано. Когда Суханова мобилизовали на фронт, старший сын Михаил стал псаломщиком, потом дьяконом. Позднее служил в челябинской Свято-Троицкой церкви, в городских школах преподавал Закон Божий.
Родители настояли, чтобы дочки тоже получили образование. Александра, Зоя и Анна Сухановы поступили в женские училища в Оренбурге и Челябинске, рассказывает Николай Антипин. Сын Иван Суханов учился в Челябинском духовном училище.
На момент смерти отца младшим детям священника Александру и Нине было всего по пять лет. Потомки Федора Суханова до сих пор живут в Челябинске и других городах России.
– Федор Суханов служил священником 336-го Челябинского пехотного полка, – уточнил исследователь. – В годы Первой мировой он был благочинным 84-й пехотной дивизии, священником 1-го лазарета 64-й пехотной дивизии, 258-го запасного пехотного полка. За свою ратную службу священник был отмечен орденами Святой Анны 2-й и 3-й степени.
Но информация о военном прошлом Суханова, на его беду, со временем дала возможность недругам представить его «черносотенцем».
Кому это было выгодно?
Николай Александрович Антипин рисует неоднозначную картину отношения к настоятелю храма в Харлушах. Да, одни жители писали петиции в ЧК, называя отца Федора руководителем «нашей нравственной и экономическо-хозяйственной жизни». Эти люди все успешнее работали на своих полях, все реже страдали от неурожаев и голода. Во многом они выигрывали благодаря опытному руководителю мастерской и объединенным финансам кредитного товарищества. А мастерская даже удивила следователей. Это была «хорошо оборудованная механическая слесарно-кузнечная и и токарная ремонтная мастерская», цитирует дело Николай Антипин.
Но от других-то жителей шла волна негатива. Например, следствие узнало о неодобрении отцом Федором новой власти. О том, что после февральской революции он назвал Временное правительство «хулиганами». Интересно, кому уже было интересно Временное правительство в 1919 году, когда в народе ходили анекдоты о якобы бежавшем из Питера в женском платье смешном Керенском?..
Кстати, в 1919 году немногочисленные тогда следователи ЧК в дальние поселки не выезжали. Требовался серьезный сигнал с места. И он был?
Скорее всего, части жителей Харлушей не нравилось объединение крестьян вокруг неформального лидера и экономические успехи первых кооператоров. Перед посевом, может, уже меньше бедняков шло кланяться зажиточным казакам насчет семян. К тому же часть строений и участков в Харлушах вообще принадлежало богатым челябинцам.
Николай Александрович Антипин приводит слова детей, защищавших своего отца, в обращении в ЧК:
«Ни один человек не пострадал от нашего отца, даже из врагов его. Когда он как будто бы и имел возможность загубить их, но это не совмещается с его саном и религиозным мировоззрением. Наоборот, даже врагов своих он защищал!»
Значит, враги все-таки были?
Историки продолжают расследование архивных документов о священнике-пахаре и драме в оживленном казачьем поселке Харлуши.
Автор: Ирина Русакова
Фото Николая Антипина, Надежды Сорокиной и Ирины Русаковой