Взволнованный голос Лены, работника Сосновского краеведческого музея, пытается объяснить ситуацию: «Приехала женщина из деревни Киржакуль, говорит о странном камне. Он похож на шестерню от какого-то огромного механизма». Находка!
Связываюсь по телефону с Альбиной Андреевной, бывшим директором музея. Договариваемся о совместной поездке в Киржакуль.
После Саккулово нас встречает разбитая вдрызг дорога, некоторые участки приходится преодолевать на первой передаче. Киржакуль! Одноименная с названием озера деревня. Именно здесь историк Владимир Алексеевич Кандауров, светлая ему память, нашел знаменитую литейную форму для женских украшений эпохи бронзы. Улыбнулась удача и мне. Несколько лет тому назад была найдена льячка. Это керамический ковшик для разливки расплавленного металла.
Плутать не пришлось, два поворота – и останавливаемся у каменной шестерёнки. Через минуту к нам подошла женщина. Это Альфия Гильметдиновна Шайнурова, бывший учитель Теченской средней школы, дочь орденоносца, участника войны Гильметдина Хисамовича Низамова.
– Старики помнят этот камень давно, – говорит Альфия. – Он кочевал по деревне с места на место. И кувалдой его колотили, и в фундамент хотели залить. Никто не знает, для чего он нужен. Последними хозяевами камня стала Любовь Хабибулина, она использовала камень как лавочку.
Мне с трудом удалось переместить камень от ворот хозяев для фотосессии (все 150 кг!). Это гранит, с большой точностью соблюдена геометрическая форма шестипёрой шестеренки. Обращаюсь к друзьям, послав фото артефакта. Пара минут – и на экране гаджета высвечиваются аналогичные камни из песчаника и гранита. Велика сила интернета, он все знает.
Всё, да не всё. Это молотилка! С помощью «шестипёра» выколачивали зерно из уложенных на землю снопов. Навеска представляла из себя деревянную прямоугольную раму, в которую на оси помещали камень, и он крутился, ударяя ребрами по снопам и колосьям. Такой способ обработки зерновых культур был продуктивным в XIX – начале XX в., пока на смену не пришла механическая обработка зерна. Но как можно было просверлить 70 см гранитного массива? Чем? Оказалось, что в нашем камне отверстие не сквозное, всего 15 см, но отполированное. В нашем случае на раме использовались полуоси из железа и «работал» этот камень достаточно долго. Вот и раскрылась киржакульская тайна.
Осталось только «привязать» находку к историческому периоду. Высылаю фото профессору Геннадию Здановичу и директору издательства «АБРИС» Ю.В. Маше.
Геннадий Борисович:
– Я помню эти молотилки в детстве, в Казахстане их использовали повсеместно.
Ю.В. Маше связался с профессором Н.Б. Виноградовым:
– В экспедициях на юге области, иногда в поле мы находили эти шестипёры из камня, – услышал я.
Получается, у нас в Сосновском районе зерна было достаточно, чтобы использовать такой способ обработки.
Как всегда это бывает, отвечаешь на один вопрос и получаешь несколько – без ответов.
Во все времена, начиная с энеолита и до наших дней, территория Сосновского района была житницей. То есть на земле работал человек, выращивая зерновые культуры, разводил скот, вел комплексное хозяйствование и оседлый образ жизни.
Это подтверждают найденные артефакты: медный серп, колесо водяной мельницы и теперь каменная молотилка. Они встают в одну линейку орудий труда, давая осознать наше предназначение и неотъемлемую связь с родной землей. Это, кроме того, и связь времен, связь людских судеб и поколений. Новая находка указывает нам дальнейший путь, которого необходимо придерживаться, чтобы жить.
Думаю, необходимо восстановить навеску молотилки, то есть каркас рамы, тяги, полуоси в рабочем варианте. Ведь уже сегодня люди не знают назначение камня. Камень – основная часть, самая сложная в исполнении.
Надо сохранить историю Южного Урала. Историю освоения. Историю выживания.