На Южно-Уральской железной дороге сейчас работает много молодых специалистов. И это не только ребята из поселка Полетаево Сосновского района, где всегда укреплялись железнодорожные династии. Моя собеседница Ирина Сюникаева окончила школу в поселке Солнечном.
Здесь заведует местным Домом культуры мама Ирины – Светлана Владимировна. Как получилось, что биография ее дочери вот уже пять лет неотделима от Южно-Уральской железной дороги? И на рабочем месте для всех она уже Ирина Олеговна, сотрудник эксплуатационного вагонного депо, центральной дирекции инфраструктуры.
В будущем году у Ирины Сюникаевой защита диплома в Уральском институте путей сообщения. К диплому среднего специального учебного заведения добавится диплом инженера путей сообщения. Может, о таком витке биографии человек мечтал с детства?
– Нет, такой мечты не было, – говорит Ирина. – Но так сложилось, что в детстве мы часто ездили по железной дороге к бабушке и дедушке в Казахстан. Это было здорово! Бегущие пейзажи за окном, стук колес, слаженность и четкость пульса дороги как-то незаметно стали частью меня. И когда настало время выбрать профессию, все остальные сферы (медицина, торговля, культура и так далее) – все эти пути стали казаться менее привлекательными.
– В двух словах – суть вашей работы.
– Мы обеспечиваем безопасность движения при следовании грузовых и пассажирских поездов. Площадь, за которую отвечает депо, огромна. Представьте себе Челябинск точкой на карте, а от него на 300 и более километров в разные стороны идут железнодорожные пути. От Челябинска к Карталам – одно направление, от Челябинска до Полевского – другое, от Челябинска до станции Нижняя (дальше уже Свердловская железная дорога) – третье. Еще стальные пути тянутся почти до границы с Казахстаном, где Западно – Сибирская дорога, а по другому направлению в районе станции Кропачево от нас эстафету принимает Куйбышевская железная дорога. Все это огромная часть России, объединенная рельсами, станциями, подвижным составом.
– Вагонное депо – это отдельное подразделение. У нас работает установка – автоматизированная система контроля подвижного состава на ходу поезда. Когда подвижной состав в пути, на пульт поступает сигнал. Если станет необходимо, мы принимаем меры к остановке поезда и меры по устранениям неисправности.
– Какой стресс для всех, кто в этом участвует! Думаю, после подобных ситуаций трудно успокоиться, войти в колею. На нервах не сказывается?
– Нет. И сон крепкий, и выдержка не изменяет. Только ночью иногда работа снится. Вы же понимаете, что каждый вагон, каждый подвижной состав – это в любом случае железо. И в какой-то момент может произойти пусть незначительный, но отказ какого-то механизма и временный простой. Однако все наши службы этому умело противостоят. Например, на станции (скажем, Полетаево) подвижной состав под контролем вагонного мастера, здесь в смену выходят два осмотрщика вагонов, которые также обеспечивают безопасность движения. Люди и автоматика контролируют все моменты, все узлы.
– Но автоматики становится всё больше?
– Российские железные дороги – современная российская отрасль, здесь используются лучшие достижения науки. Сейчас вводится много систем автоматизированного контроля подвижного состава на ходу поезда, чтобы сократить стоянки и простой вагонов. Простой одного вагона – это большие деньги. Наша цель – оперативно доставить груз, быстро доставить пассажиров.
Идет оптимизация. Не так давно к нам присоединили Курганское депо. Многое меняется. Но главным остается одно – мы добиваемся, чтобы не простаивали как пассажирские, так и грузовые поезда.
За любым автоматом стоит человек. На ЮУЖД современные компьютеры, оборудование, среди сотрудников много молодежи. И подвижной состав постоянно обновляется, какое-то количество уходит на списание, вводится новый. Это естественно.
– А откуда поступают новые локомотивы и вагоны – из-за границы?
– Нет. Как мне кажется, в этой сфере замещение импорта уже давно произошло. Все, что относится к подвижному составу, успешно выпускают предприятия России. В Челябинске, например, хорошо знают продукцию Уралвагонзавода, это на Свердловской железной дороге.
Много нового и интересного внедряется на ЮУЖД. На меня произвела впечатление автоматизированная система по осмотру отрицательной динамики вагонов. Эта система АСООД на полигоне нашей дороги первая – и пока одна на ЮУЖД. Очень много нового сейчас в разработке. Кроме НИИ полезные инновации для дороги вносят рационализаторы. На ЮУЖД действует правило – если можешь что-то предложить, – предлагай. У нас поощряют такие конкурсы, особенно молодых специалистов.
– Что бы вы посоветовали старшеклассникам, которым тоже нравится железная дорога и все, что с ней связано?
– Обратить внимание на физику, математику и технические науки. И поступайте в наш Челябинский институт путей сообщения, в Уральский государственный институт путей сообщения. Просто не будет. Но это того стоит!
– Это правда, что до сих пор есть бесплатный проезд для железнодорожников? Где вы успели побывать в отпуске?
– Не так давно, 23 июня (в разгар белых ночей) поездом добралась до Санкт-Петербурга. По-моему, там должен побывать каждый житель нашей страны – как там красиво! Еще была в Абхазии, Адлере, в Сочи. В отпуске путешествовала не так уж много – не так давно работаю.
– Что у вас в культурной программе на День железнодорожника?
– Все эти дни я работаю. Но обычно в ДК железнодорожников проходит хороший концерт. Спортивные и праздничные мероприятия всегда готовятся на стадионе «Локомотив». Даже салют! Железнодорожники умеют отдыхать и праздновать с коллегами от всей души.