Среди челябинских добровольцев, которые ведут сортировку (разделение) твердых бытовых отходов, теперь есть и жители Сосновского района. Участники движения контролируют, чтобы всё разделенное ими было переработано.
"Остальные будут как раньше"
В популярном проекте «Разделяйка» с недавних пор работает сосновская молодежь. Мы поговорили с молодым жителем Долгодеревенского Дмитрием. Приняв участие в акции в Курчатовском районе, он горячо поддерживает волонтеров «Разделяйки».
– Наконец-то в нашей области появились реалисты, – говорит Дмитрий. – А то начинаешь сомневаться: собираются ли жители Земли жить хотя бы в 22 веке? Мусорные свалки расползаются, как монстры. Разговоры о переработке заканчиваются почти ничем. Вода и воздух продолжают загрязняться.
Дмитрий не признает понятия защита природы. Надо говорить о защите человека (к сожалению, от него самого). Природа Земли всегда восстанавливается после катаклизмов, напоминает Дима. Единственное, что для этого нужно, – время. Все мы боимся худшего исхода и намерены избежать его. Но даже в самом невообразимом ужасном случае через 500 лет в пустых городах сквозь асфальт пробьются деревья, а дождевые черви заново сделают плодородную почву. Не лучше ли человеку продумывать последствия своих действий уже сейчас?
Батарейки, собранные жителями Сосновского района, отправили на переработку
Нет, большинству наших современников лишние заморочки не нужны. Этой весной по каналу ОТВ показали репортерский эксперимент. В обычном челябинском дворе установили новенькие контейнеры для раздельного сбора мусора. Вывесили крупные аншлаги. Прошло несколько дней. Телевизионщики решили незаметно понаблюдать за контейнерной площадкой. Выяснилось, что за определенный отрезок времени к контейнерам пришли 11 жильцов. Из них только ДВОЕ оказались цивилизованными. Пластик выложили к пластику, бумагу к бумаге, картофельные очистки к пищевым отходам. Остальные вываливали содержимое своих ведер и пакетов как попало.
Когда молодого жильца спросили, почему ему не нравится раздельный сбор мусора, он даже возмутился:
– Вы что?.. Кому надо квартиру коробками захламлять. И так тесно, а тут еще за мусорщиков думать. Собирать долго, выносить неудобно. К тому же все остальные будут выбрасывать мусор, как раньше.
И в контейнеры снова вперемежку полетели полторашки, очистки, битая посуда, прокисшие супы, яичная скорлупа, ненужная одежда и упаковка, упаковка, упаковка…
СМИ сообщают, что в странах Европы в наше время перерабатывают до 80 процентов всех отходов. В России – не более 5 процентов.
Раньше всех поняли выгоду от переработки отходов в Швеции. Там теперь своего мусора почти нет, и с нынешнего года шведы будут забирать у соседей около 800 тысяч тонн мусора. Большую часть его поставит Норвегия. Переправлять отходы в Швецию и доплачивать за их переработку этой стране обойдется дешевле, чем сжигать их у себя.
20 процентов всего отопления в этой продвинутой стране построено на правильном сжигании мусора. Электричество, получаемое из мусора, питает уже 250 тысяч домов. Поэтому Швеция готова наладить импорт мусора из Италии, Болгарии, Румынии и из Прибалтики. Стране это выгодно.
Данил Сафин, житель Сосновского района: "Из-за выброшенной батарейки или старого аккумулятора на расстоянии нескольких метров уже ничего не вырастет. Надо собирать эти отходы отдельно и перерабатывать в полезные вещи.
Что можно в авоську положить?
Главное бедствие больших городов – не столько мусор, сколько пластмасса в его составе. На свалках масса отходов очень плотно нафарширована ненужным пластиком. (Посчитайте сами, сколько целлофановых мешочков вы машинально выбрасываете за неделю). На сайте той же «Разделяйки» молодые изобретатели постоянно делятся опытом – как без этих пластиковых вещей обойтись. Хозяйственные пакеты для покупок, например, заменяют матерчатыми и бумажными сумками и даже авоськами из прочных ниток. В некоторых странах, оказывается, эти пакеты в местах отдыха запрещены – за них штрафуют.
В отходы попадают десятки тысяч тонн полиэтилена, который может быть переработан. Уже полвека вся бытовая утварь делается из пластмассы, не говоря об упаковке и таре – контейнерах, канистрах, полторашках, маленьких бутылочках, бесчисленных обертках, маленьких и больших пакетах и другой таре.
Собранный и переработанный пластик становится ценным сырьем для новых изделий. Выброшенный пластик превращается в бомбу замедленного действия для человечества. Пластик не уничтожается вообще! И если он лежит вперемежку с другим мусором, – он не дает и остальной массе разлагаться и становится землей. Сжечь? Но канцерогены, выделяемые при горении пластика, медленно убивают человека. А в золе, оставшейся после сжигания мусора, содержатся тяжелые металлы.
Прозрачная стена из стеклобоя
В близкой «загранице» Беларуси первоначальный этап раздельного сбора почти пройден. Мы беседуем с долговчанином (из рода основателей станицы) и одновременно жителем города Барановичи Вячеславом Завьяловым. В Барановичах установлено 1587 контейнеров для раздельного сбора мусора.
– Коммунальные службы стараются, чтобы контейнеры стояли возле подъездов, и чтобы жителю дома удобно было разделять мусор еще в квартире, – рассказывает Вячеслав. – То есть стекло, пластмасса, бумага – все отдельно. И четвертый большой контейнер, чистый – это пищевые отходы. Мусоровозы приходят каждый день – подцепили, перевернули, уехали. Конструкция контейнера для пищевых отходов такая – крышка плотно закрыта, но в ней маленькое отверстие. Главное, чтобы не ощущался запах отходов. На государственном уровне такой сбор организован лет пять.
Привозят на перерабатывающие заводы чистые машины – чистая пластмасса, чистая бумага, чистое стекло – и сваливают. Знаю один такой завод (тысяч восемь квадратов), мы там заливали пол, ведь нужно обязательно бетонное основание. Кстати, всего четыре человека там работают – полная автоматика.
– Но бывает мусор, который не укладывается в эти параметры (стекло, бумага, пластик, пищевые отходы). А его куда?
– За городом есть платные свалки. Заезжает ЖКХ – район должен содержать эти свалки. Этот мусор полностью перерабатывают и утилизируют. Из него получаются брикеты. Они напоминают тюки сена или соломы. Их обрабатывают специальным раствором, потом поджигают. Нужно, чтобы все происходило в допустимых нормах по загрязнению.
Стекло большей частью отправляют в Минск, там есть хорошие цеха – стеклоплавильные. Изготовляется новая тара, новые бутылки. Много стекла сейчас используется в строительстве. Из переработанного стекла делают блоки. Для них готовится специальная арматура, придающая прочность изделиям из стеклоблоков. При возведении стен блоки кладут как кирпичики с арматурой, стена получается прозрачная, но прочная. Может быть лимонный цвет, а могут быть разные цвета в виде рисунка.
…У жителей нашего района, самого близкого к Челябинску, особое отношение к раздельному сбору отходов. Челябинская свалка перемещается к нам – сначала в одну, потом в другую сосновскую территорию. До Швеции нам далеко. Если не будет грамотной работы с отходами, – нежелательное соседство аукнется новыми проблемами.
Жаль, что пока раздельный сбор мусора интересует всех, кроме деловых людей, которые могли бы его организовать. Волонтёры и работают сейчас за них…