От Учителя к Ученому
Проект Агробизнес-образования Теченской школы «Азбука фермера» включат в Живую педагогическую энциклопедию. В нее войдут лучшие проекты, которые отобрали на конкурсной основе в рамках Всероссийской экспедиции «От Учителя к Ученому. Дорогами гражданственности». Экспедицию приурочили к 20-летию Всероссийского конкурса «Моя страна – моя Россия». На участие в экспедиции зарегистрировались более четырех тысяч человек из 85 регионов России. Эксперты отобрали 297 практик. Эти практики тщательно изучат молодые ученые и активисты студенческого медиацентра при Минобрнауки РФ.
– В Год педагога и наставника такие инициативы, как Всероссийская экспедиция «От Учителя к Ученому. Дорогами гражданственности», имеют особое значение. Благодаря ей молодые гуманитарии познакомятся с уникальными методиками преподавания в разных регионах нашей страны. Это позволит по-новому взглянуть на формирование гражданской идентичности у учащихся и укрепит единство нашего многонационального народа, — отметил Министр науки и высшего образования Российской Федерации Валерий Фальков.
Победа в номинации конкурса
Директор Теченской школы Райхана Козина рассказала о том, как проходило участие в конкурсе.
– В конкурсе «Моя страна – моя Россия» мы начали участвовать, начиная с 2019 года. В районе проходил конкурс креатур, конкурс молодежных проектов. Мы победили в Сосновском районе, затем победили в Челябинской области и нас вызвали в Москву. Мы защищали программу и заняли первое место в России. Это был проект «Хранители времен. Сохрани историю своего края». В 2021 году снова приняли участие уже с нашим аграрным проектом, но стали только участниками. Затем Лариса Пастухова, председатель АНО «Моя страна», научный руководитель Всероссийского конкурса «Моя страна – моя Россия», приехала в нашу школу. Она познакомилась с нашей школой, и мы снова представили свой опыт в другой номинации – в номинации «От учителя к ученому. Дорогами гражданственности». В нем мы рассказываем, как занимаемся трудовым воспитанием. И также говорим о том, что наш проект уже стал научно-исследовательским и агробизнес-образованием.
Как говорит Райхана Валиахметовна, в школе не ожидали победы в конкурсе, а просто трудились для блага детей.
Приезд экспедиции
27 сентября участники экспедиции прибыли в Теченскую школу. Одним из них стал Евгений Тюриков, руководитель федеральной просветительской программы «Знаю Россию» из Москвы. В качестве подарка вручил он Райхане Козиной спилс-карту Челябинской области. Это набор магнитных игровых элементов, выполненных в форме территориальных единиц государств и регионов. Магниты содержатся в деревянных деталях и позволяют скрепить эти детали между собой. Как рассказывает исследователь, уже проводятся чемпионаты по скоростному сбору спилс-карт на знание федеративного и административного деления России.
Вместе с Евгением Тюриковым приехали студенты, которые тоже будут работать над созданием энциклопедии. Их встречала Райхана Козина, советник главы Сосновского района Мария Агафонова и заместитель начальника управления образования Татьяна Курдакова. Исследовательской группе показали, с чего начинался проект «Азбука фермера», в чем он заключается сейчас и как в школе занимаются дополнительным образованием.
Построить дом и выращивать сельскохозяйственные культуры
Проект Агробизнес-образования в Теченской школе развивается с 2018 года. Его цель – в создании практического руководства для начинающего фермера. Изначально, по замыслу авторов, в село приезжает молодой человек, который хочет заниматься фермерским хозяйством.
На участке он должен построить дом, развести домашних животных и выращивать сельскохозяйственные культуры. Чтобы этому обучить детей, вовлекли семьи учеников: тех, кто занимался строительством дома и тех, кто выращивал домашних животных и птиц. Опыт семей учли при создании макета дома и расчетах по агробизнесу. А летом каждый класс должен был провести опыты по выращиванию овощей и зерновых культур и рассказать, какой сорт самый урожайный. Первые грядки с урожаем выросли еще в 2018 году. В 2019 году Теченская школа получила лицензию на дополнительное образование. После этого в школе начали заниматься экспериментами, сотрудничать с Агрошколами, Агроуниверситетом и проектом «Сельские школы России». Сейчас в школе работает несколько кружков и у каждого класса есть свой проект, над которым трудятся ученики.
Знакомство со школой исследователи начали именно с макета дома, о нем рассказала Райхана Валиахметовна. Ученики третьего класса вместе со своим классным руководителем Фанией Хайритдиновой поведали, как они учились выращивать морковь. Ученики пятого класса поделились опытом выращивания огурцов в домашних условиях, этот эксперимент они проводили со своим педагогом – учителем истории и обществознания Максимом Агафоновым. О кораблях, которые умеют плавать как настоящие, рассказывали ученики, занимающиеся в кружке судомоделирования у Владимира Гасилова. Райхана Козина сообщила, что собранный урожай кабачков в этом году уже переработали – сделали аджику. Депутат районного Собрания от первого избирательного округа Галина Шихалева помогла с приобретением для школы стеклянных банок, закатки теперь пойдут бойцам на фронт. Туда же отвезут и овощи, собранные осенью.
О сквере имени героя соцтруда Николая Чвелева рассказала Татьяна Паклина. Еще весной на месте сквера только-только трудились ребята и высаживали саженцы, а сейчас это благородное и увитое цветами прекрасное место. Скоро пройдет его официальное открытие. Также при школе разбили Аллею Славы. Дубки там высадили ребята, чьи родные отправились на специальную военную операцию.
Гостей встречали и с дарами осени. На живописной телеге красовался урожай, собранный на участке: тыквы и арбузы, лак и картофель, чеснок и яблоки, патиссоны, кукуруза и свекла. В теплице тяжелыми гроздьями висели помидоры, а на дальней грядке зрела большая капуста. Своим опытом выращивания помидоров и огурцов поделился девятиклассник Наиль.
Картофель убрали за день до приезда гостей, но коллектив школы рассказал, что в нынешнем году урожай небывалый. Выращивать овощи помогает и лаборатория: дети сами могут провести опыты и понять, что необходимо почве. Об этом рассказала Земфира Мухаметшина и ее ученицы из девятого класса.
Десятые классы, не смотря на загруженность, не отстают от малышей. В прошлом учебном году они изучали, как выращивать кедр на участке. В другом классе учатся создавать амулеты на счастье. Есть в школе и кружок, где учат приготовлению еды. Обучают и мальчиков. Гостей угостили собственноручно приготовленными казахскими баурсаками – их обжарила во фритюре Асель Хамидуллина прямо во время разговора.
А одиннадцатиклассников в это время проходил урок труда. В Теченской школе на уроках парней на уроках учат даже сварке, разумеется, с соблюдением требований безопасности. И в целом, оборудование для уроков труда у юношей удивляет – еще советские станки, находящиеся в отличном состоянии. Урок труда для одиннадцатиклассников провел Денис Халиуллин.
– В рамках экспедиции исследуются новаторские педагогические практики по воспитанию патриотизма и формированию гражданской идентичности. Эксперты-исследователи путешествуют по регионам России. Мне повезло оказаться в Челябинской области, сегодня это уже четвертая площадка, на которой мы присутствуем. До этого мы были в Челябинске и Еткуле. По результатам проведения исследований будет составлена живая энциклопедия педагогических практик. Она будет распространяться в школах и вузах среди профессионального сообщества, – говорит исследователь. Он также отметил уникальность опыта Теченской школы.
Автор: Людмила Труханова
фото автора