Профессия оперативного сотрудника уголовного розыска овеяна романтикой детективов. Версии, вещдоки, погони, перестрелки, задержания. Легкий холодок неизвестности и несгибаемая вера в справедливость.
Но ветераны уголовного розыска Сосновского РОВД чаще вспоминают о рутинной работе: экспертизах, правильно составленных протоколах, допросах, контактах с населением, личной наблюдательности, терпении и кропотливости.
Были времена, когда автор был постоянным гостем в кабинетах начальников отделов Александра Чвелева, Виктора Праслова, Юрия Килунова, Юрия Амосова. Участвовал в рейдах, задержаниях, оперативных мероприятиях. Видел всю кухню повседневной, иногда очень нудной, до рези в глазах и боли в спине, работы. Ждал захватывающих моментов. Были засады, погони и раскрытые преступления.
Ветеран уголовного розыска Юрий Амосов по этому поводу говорит:
– Тогда мы были молоды. Время, в котором мы жили, было веселым, напряженным и интересным. Мы могли заканчивать суточное дежурство, подходить к крыльцу дома, но звонок на мобильный нас возвращал в отдел, где были друзья и соратники. Оперативное время вытесняло сон и усталость, – говорит Юрий Алексеевич.
Это было уже на исходе девяностых.
Изменения в жизни Сосновского района стали происходить в конце восьмидесятых. Район из сельского очень быстро превращался в пригородный. Первые шаги советской перестроечной кооперации, работа ряда крупных перерабатывающих предприятий делали район лакомым кусочком для криминала. В самом конце восьмидесятых активизировались разного рода дельцы, мошенники, расхитители, воры. Образовались первые ОПГ.
Ветеран уголовного розыска Владимир Лапин рассказывал: «Первый раз об организованной преступной группировке мы узнали из доклада в конце восьмидесятых. Начальник РОВД Юрий Федорович Килунов поставил задачу помочь челябинским оперативникам в поимке группы преступников, напавших на воинскую часть и завладевших огнестрельным оружием.
Преступления, совершенные в городе, раскрывали оперативники нашего отдела. Угнали «Волгу» от торгового центра, разобрали и бросили за Полетаево. Наш УГРО накрыл банду с автомобильного рынка. Гаражного мастера с ЧМЗ ограбили, связали колючей проволокой и бросили на задворках птицефабрики. Наши оперативники нашли группу рекетиров с ЧМЗ. У нас толковые парни работали. Многих потом забирали в городское или областное управления. Старались брать в отдел молодых и способных ребят.
Начальника ОУР Юрий Амосов вспоминает своих коллег и наставников:
– Я признателен ребятам своего отдела за сплоченность. Никто из нас во время работы не уходил в сторону. Весь отдел был друг за друга. Как в «Мушкетерах»: «Один за всех – все за одного». Я признателен своим наставникам и учителям Владимиру Ивановичу Лапину, Геннадию Михайловичу Горбунову, Юрию Федоровичу Килунову, Сергею Ванюкову и многим другим за помощь, когда приходилось раскрывать сложные преступления. Геннадий Михайлович сказал мне, пришедшему в отдел в первый день работы в наутюженной форме, чтобы я мундир в шифоньер повесил. Владимир Иванович напоминал: «Юра, всегда слушай, что говорят. Много важного и интересного услышишь». Потом и я с молодыми коллегами делился опытом, как поступать, как проверять…
Юрий Амосов рассказал, что ему в 2014-15 годах пришлось работать с оперативниками уголовного розыска Сосновского отдела полиции. Преступление было раскрыто профессионально. Для этого пришлось съездить в несколько командировок по всему УрФО.
Дмитрию Сафину, ветерану отдела уголовного розыска, начальнику ОУР, выпали нелегкие времена прошлого десятилетия этого века.
– Из милиции, потом полиции начался отток кадров. На гражданке стали повышаться зарплаты, а до нас все как-то ни у кого руки не доходили. Специалисты уходили не только на гражданку. Сосновский РОВД был кадровым тылом для ГУВД, ОУВД. Профессионалов забирали туда, – рассказывает Дмитрий Кимович. – Было нелегко. Из отдела люди уходят, а население в районе стремительно растет. Потом начинается реструктуризация всей системы. Ветераны уходят. Но мы, молодые, очень быстро набирались опыта. Те, кто у меня в отделе были «молодыми» и «зелеными» оперативниками, сегодня возглавляют отделы, работают в главке, – продолжает рассказ о двухтысячных Дмитрий Сафин.
С момента появления полиции журналистов не часто звали в гости к сотрудникам правоохранительных органов. Поэтому я с большим интересом расспрашиваю Дмитрия Кимовича о каком-то запомнившемся деле.
– В 2011 году на тропе здоровья в районе деревни Моховички была убита женщина. Потом там же случилось убийство и изнасилование. Преступления повторялись и носили черты идентичности. Мы сформировали группу для выявления «краснопольского маньяка». Сабыржан Мухаметов, Иван Шумаков, Вадим Ягудин, Денис Сандалов проделали огромнейшую работу и задержали убийцу. Сейчас Сабыржан Мухаметов вернулся и работает в Сосновском отделе МВД начальником ОУР. Вадим Рафаилович Ягудин начальник Полетаевского отделения, Денис Сандалов работает в управлении в Челябинске. И раз мне выпала такая удача, я поздравляю всех сыщиков, всех своих коллег, друзей, сослуживцев и наших ветеранов с профессиональным праздником и сто пятой годовщиной образования отделов уголовного розыска. Молодым сотрудникам желаю успехов, проницательности и человечности. Бороться с преступностью можно только с высшей идеей в голове. Добро все равно когда-нибудь победит зло и восторжествует!
Наша жизнь стремительно меняется. Современный мир стал намного сложнее, но, как и прежде, на двух разных полюсах остаются сыщики и преступники. Каковы реалии для тех людей, кто сегодня защищает закон, спрашиваю заместителя начальника ОУР, майора полиции Рината Гайфуллина.
– Ринат Рафкатович, стремительное развитие средств связи, цифровизация очень сильно повлияли на общество. Сейчас очень часто говорят о преступлениях, когда следов преступления в обычном понимании вроде бы не остается. Как работает угрозыск в современных условиях?
– Зачастую, как и прежде, головой и ногами, – улыбается полицейский, – потому что задерживать электронных, телефонных мошенников, недобросовестных виртуальных продавцов, распространителей зелья и подобных им типов приходится оперативной группе. Если серьезно, конечно, стремительное развитие электронных систем усложнило жизнь, заставило многому учиться. Наши отделы не отстают, а иногда и опережают в развитии злоумышленников. Просто сейчас есть кадровый дефицит.
Развитие интернета, социальных сетей скрывают людей с маниакальными наклонностями. А именно они множат число преступлений, связанных с детьми и подростками. Дети и подростки, оказавшиеся вне контроля родителей, через соцсети вовлекаются в преступные сообщества. Про телефонных и банковских мошенников говорить не буду – каждый день на слуху. Мы, конечно, вычисляем их, ловим. Но кажущаяся «невидимость» толкает новых людей попробовать совершить мошенничество. Поэтому инструкций для населения стало больше. Призываем быть бдительными, осмотрительными, не доверять с первого слова тем, кто по телефону просит спасать родственников или банковскую карту от взлома, – рассказывает оперативник.
– Вот случилось такое преступление, что делает современный сыщик из уголовного розыска?
– Внимательно слушает потерпевшего. И как только проскальзывает какая-то зацепка, глаза широко открываются. Все, ты захвачен. Ты анализируешь услышанное. Выстраиваешь дальнейшую цепочку. И уже электроника помогает полицейским. Видеокамеры дают представление о численности преступников, помогают вычислить дальнейшие пути… Следы всегда остаются, даже в виртуальном мире. Даже, если преступник прячется за псевдорегистрацией на Мальдивах, его можно отыскать. В нашем полку сыщиков появились виртуозы электронного сыска. И мы стали во много раз мобильнее. Разные отделы с территорий могут быстро передавать друг другу информацию и отрабатывать ее. А полученная информация никогда настоящему оперу не позволит сидеть сложа руки, – заключает свой рассказ о современных условиях работы оперативник с большим стажем Ринат Гайфуллин.
Автор: Владимир Бреднев
фото из архива отдела МВД по Сосновскому району