День Великой Октябрьской революции праздновали до 1996 года. После он изменил свое название, стал днем согласия и примирения, который отмечали до 2004 года. Наши читатели рассказали, что они помнят о 7 ноября и как отмечали этот праздник.
– Это был самый лучший праздник: день 7 ноября – красный день календаря. Посмотри скорей в окно – все на улице красно! Демонстрация, музыка, песни, встреча друзей. И конечно, праздничный стол, – из отзыва о Дне Великой Октябрьской революции от Людмилы Рочевой. Люди постарше помнят этот праздник как один из самых главных дней в году.
А вот люди, родившиеся в новой России, о нем скорее всего не знают. Когда в редакции «Сосновской нивы» зашел разговор об этом дне, наша самая молодая сотрудница призналась, что ничего о нем толком не слышала.
Великая Октябрьская революция
В СССР 7 и 8 ноября всегда были выходными днями. Проводились торжественные демонстрации, митинги и парады. Как правило, к этому дню подводились итоги социалистических соревнований, трудовые коллективы награждали различными подарками за победу. Самым отличившимся вручали Знамя Победителя соцсоревнования.
Праздник был семейным. На демонстрацию зачастую приходили всей семьей, вместе проходили шествие, а потом отправлялись домой – к праздничному столу, где смотрели парад на Красной площади.
Праздновали этот день и в Сосновском районе. Например, листая подшивки «Заветов Ленина» можно увидеть графики построения колонн и фоторепортажи с парада. Колонны строились на площади Учхоза и торжественно двигались к площади на улице Свердловской.
Что помнят сосновцы
Об этом празднике «СН» спросила своих читателей. И вот, что земляки поведали нам о праздновании «Октябрьской».
Борис Петрович Хрипушин рассказал о 7 ноября:
– Хорошие были дни. Сейчас это День народного единства. Единение – нужная вещь для народа. А тогда это был праздник по велению души. Мы собирались на остановке Учхоза, только тогда никакой остановки не было. И шли колоннами. Если у организации был автомобиль, то украшали его. Я несколько лет создавал колонну Учхоза ЧИМЭСХ. Был стенд, его крепили на машине. На нем было название организации и поздравление. Старались написать красиво.
После армии я работал в районо. Потом Николай Николаевич Костылев, директор Долгодеревенской школы, пригласил к себе работать. Как военрук школы, я тоже организовывал колонну. У всех был свой организатор. Где-то парторг или секретарь партийной организации, где-то – рабочком (рабочий комитет, профсоюз). На шествии звучала музыка всегда. Почти везде находился свой гармонист или баянист. Играли на инструментах и песни пели. Надо понимать, что это не была обязаловка. Мол, если не придешь, премии лишим. Об этом даже речь не шла. Приходили с удовольствием.
После демонстрации мы обычно собирались коллективом. Приходили семьями. Собирали всё к общему столу, приносили соленья и варенья. 100 грамм обязательно было. Нам не было нужды собираться по домам. Это сплачивало. Внутренняя спаянность коллектива была, можно сказать, семейная. Пока жива была жена, она знала всех учителей. И они ее знали. На встрече говорили обо всем, и о работе. Женщины шушукались, рецептами делились. А на следующий день все уже домашними делами занимались.
Валентина Ивановна С. раньше жила в Магнитогорске и работала на ММК. Там тоже широко праздновали Великую Октябрьскую революцию:
– Мы собирались коллективами от цехов, в которых работали. От каждого цеха шла своя колонна, обычно впереди ехал грузовик. Его украшали по роду деятельности цеха. Я работала в цехе железнодорожного транспорта, нашу машину представляли как локомотив. А у прокатчиков машина была в виде стана, на котором катали металл. У доменщиков – домны. В каждом цехе находился свой музыкант. Обычно играли на баяне, а все шли и пели песни. На площади у горного института возле памятника Ленину в Магнитогорске стояли трибуны. Именно туда и шли колонны. Проходили по проспекту Ленина несколько остановок. Всегда это был праздник с шарами, красными флагами. Мы шли и поздравляли друг друга. Каждый раз с трибуны объявляли о достижениях того цеха, который проходил мимо трибуны и называли лучших рабочих разных переделов (стадий переработки металла). После демонстрации, те, кто дружил, семьями собирались у кого-нибудь дома и праздновали. Стол конечно собирали общий.
В фотоальбоме жительницы села Долгодеревенского Татьяны Чураковой бережно хранятся несколько снимков с празднования 7 ноября. Вот ее воспоминания:
– С удовольствием бежали на демонстрацию. Почти всегда был снег. Надували воздушные шары, у кого-то были флажки. Колонна формировалась в Учхозе около остановки. Первыми были ветераны, затем школа, следующими шествовали организации райцентра. С улицы Первого Мая поворачивали на улицу Свердловскую и затем на площадь. На трибуне руководители райкома комсомола, партии, ветераны, лучшие представители труда. Самыми веселыми были работники Райпотребсоюза – гармошка, песни, частушки. Ну, а раз был морозец, то и как же без согревающего компонента. На октябрьские праздники начинали колоть поросят, солить сало, капусту. Лепили пельмешки, пекли пироги. Осенние каникулы начинались с 4 ноября. Ребятишки играли в снежки, доставали санки.
Татьяна Николаевна отмечает, что, помимо уличного шествия и традиционного застолья, в эти дни было принято наводить порядок и чистоту:
– Перед праздником в своих домах обязательно белили (было печное отопление). Все старались по первому снежку выхлопать половики, паласы. Оконные рамы заклеивали специальными бумажными лентами, купленными в магазине. Или нарезали их из тетрадных листков. Делали клейстер из муки. Вареная картошка, разрезанная пополам также служила клеем. Праздничные дни были 7 и 8 ноября. И если они совпадали с субботой или воскресеньем, то их не переносили на понедельник. И очень радовались, когда выпадали на четверг, пятницу. Получалось много выходных и можно было сделать очень многое по хозяйству.
Тамара Зубкова говорит, что в те времена 7 ноября был одним из главных праздников страны наряду с Новым годом, 8 марта и 1 мая.
– Праздник 7-го ноября много значил для населения. Это был «Красный день календаря», к которому готовились и дома, и на работе, и в школах, и в садиках. Каждая организация в этот день вставала со своими работниками в колонны с транспарантами, флагами, портретами. Были среди колонн и машины с расшитыми красной материей бортами, плакатами, призывами. Колонна из школьников и учителей была яркой и многочисленной. По пути шествия, где-то играли на гармонях, пели песни. Настроение было приподнятым, торжественным и радостным. Шли на центральную площадь, где был митинг. Затем был концерт, фильм или танцы. Как кому нравилось. Шли компаниями к домашним застольям. Где тогда не было заморских деликатесов, но было вкусно, просто и весело. До темной ночи на улицах слышались песни гуляющей молодежи.
Игорь Федяков рассказал, как праздник отмечали школьники:
– В колоннах мы шли с портретами членов Политбюро или несли транспаранты с лозунгами. На митинге выступали первые лица руководства района, говорили с трибуны лозунги, которые повторяли колонны. Для нас этот праздник был приятным поводом еще раз встретиться. Вечером были танцы в клубе, где сейчас находиться церковь в Долгодеревенском. Я играл там на инструменте в составе ансамбля «Лейся песня». Этот праздник я уважал и любил.
– Я был на трибуне и произносил лозунги. У нас был документ, где было расписано кто какую фразу произносит. И так по очереди мы выступали – я, Лунев, Вишнякова, Суровяткин и другие, – рассказывает Анатолий Евстигнеев. С 1983 года он работал первым секретарем райкома комсомола.
Читатели в социальных сетях поделились своими воспоминаниями.
– Ходили всей семьей на демонстрацию, мама делала красные гвоздики из гофрированной бумаги. В центре посёлка на площади стоял грузовик, кузов выполнял роль сцены, откуда давали концерт. На » Октябрьскую» всегда солили капусту, резали поросенка. На свежину приезжали родственники в гости с города с «Русской» или «Столичной», накрывали столы и праздновали «Октябрьскую»! – пишет Оксана Красильникова.
Об этом же вспомнила и Татьяна Смолина:
– На Октябрьскую всегда резали поросёнка, накрывали стол, варили холодец. Ходили на парад, это был большой праздник.
Надежда Байгот рассказала, как проводили этот праздник:
–Мы заранее готовились к празднику, покупали разные вкусности, чтобы стол был полон. А на работе накануне, мы обязательно собирались после трудового дня с коллегами и конечно договаривались, где встречаемся семьями, чтобы было веселее, задорнее. Демонстрации были сначала в центре, на площади Революции, а позже для Соцгорода они стали проводиться в Металлургическом районе, в центре у ДК ЧМК. Мы встречались на улице Третий Спутник, сейчас это улица 60 лет Октября. Кругом были транспаранты, флаги, ленточки на грудь, шары, много песен, танцев и море улыбок взрослых и, конечно, детей. Улицы были красными от всего этого. Все были какие-то веселые, радостные и беззаботные. Я до сих пор все это помню, часто вспоминаем эти демонстрации 1 Мая и 7 Ноября. Пока ждали начало демонстрации, мы конечно очень много пели, танцевали, 100 грамм тоже было. Колонна была как улей. Было все классно! Потом счастливые, довольные продолжали веселиться дома или в гостях! Мы с мужем всегда брали старшего сына Евгения, он успел застать эти праздники! Я думаю, что он помнит демонстрации, хотя был маленьким. С трибун нас постоянно поздравляли, и мы все кричали: Урааааа!
–Я училась в 8 классе, в тот год в праздник был мороз и пришлось нести знамя, от школы до городской площади более 5 км. Так у меня сильно замерзли руки, но знамя не могла никому передать. Спасла положение мама, она увидела отчаяние в моих глазах, потом последовали слезы, боли от растирания кистей рук и все закончилось благополучно. А купленная по случаю перенесённых страданий шоколадка согрела мне душу. Больше я в таких демонстрациях не участвовала, а память осталась, – поведала Валентина Щукина.
– 7 ноября — это был для нас великий праздник. Отмечали его с размахом, шли на демонстрацию с флагами, гвоздиками. И была гордость, что у нас такая демократичная страна, самая сильная и несокрушимая! Мы были воспитаны патриотически, всегда готовы бороться за свою свободу, за свою страну. Да, сейчас 4 ноября хороший праздник, но ностальгия по старому осталась, – написала Татьяна.
«Октябрьская» превратилась в День народного единства
С развалом СССР праздник продолжал быть государственным еще несколько лет. В 1995 году Борис Ельцин подписал федеральный закон о Днях воинской славы России, в котором день 7 ноября стал Днем освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов. В 1996 году празднику дали новое название: День согласия и примирения. В 2004 году Владимир Путин подписал закон, согласно которому 7 ноября стал Днем воинской славы России и перестал быть выходным, а день 4 ноября стал Днем народного единства. В этот праздник мы отдыхаем и сейчас.
Людмила Труханова, Анна Ворончихина
Фото из архива Татьяны Чураковой, Анатолия Евстигнеева и из архива редакции