В канун нового, 2023 года, принят Федеральный закон «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси». С 1 сентября он вступил в силу. Основная задача закона – обеспечение пассажиров безопасными услугами, улучшение структуры рынка и легализация водителей, оказывающих услуги такси.
Новый закон предъявляет свои требования к водителям такси. У них не должно быть непогашенных судимостей по ряду статей УК РФ (включая разбой, грабеж и убийство) и медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством. Управлять таксомотором запрещается при наличии трех и более неоплаченных штрафов за нарушение ПДД.
Свои регуляторные полномочия получили и регионы, им дано право вводить «аттестацию» водителей на знание местной транспортной инфраструктуры и памятных мест.
Создается федеральная государственная информационная система легкового такси, содержащая реестры об агрегаторах, автомобилях и их собственниках, а также о перевозчиках – компаниях и гражданах с лицензиями на работу. При этом агрегаторы должны обеспечить ФСБ круглосуточный доступ к своим базам данных, используемым для получения, хранения, обработки и передачи заказов.
Закон предписывает наносить на кузов таксомотора «шашечки», как в старые добрые времена, и монтировать на крыше оранжевый фонарь. Необходимо приобретать полиса ОСАГО по тарифу такси. Кроме того, закон предписывает иметь еще один полис страхования – ОСГОП (обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров при перевозках).
Получается ли приспосабливаться к новым требованиям небольшим организациям, которые работают на селе? Об этом и не только – два мнения руководителей.
В целом о ситуации рассказал руководитель одной из диспетчерских служб такси, работающей в Сосновском районе:
– Новый закон предъявляет требования к водителям такси, вводит новые правила работы на рынке такси. С 1 сентября, чтобы стать самозанятым таксистом и сотрудничать с диспетчерской службой, оформлять ИП не нужно. Водители как самозанятые физические лица смогут сотрудничать с агрегатором напрямую.
Выше были перечислены основные требования нового закона о такси. Можно отметить, что в законе есть еще много пунктов, которые пока могут выполнить не все. Если начнут наказывать сразу и за всё – это может привести к параличу отрасли. Сейчас агрегаторы в своих приложениях сделали две кнопки: «заказать легковой автомобиль» и «заказать такси». При этом, если клиент нажимает кнопку «заказать такси», стоимость поездки будет выше в два раза по сравнению с первой кнопкой и должно приехать такси с полным пакетом разрешительных документов.
Еще до принятия закона в связи с появлением хорошо оплачиваемых рабочих мест в военно-промышленном комплексе произошел отток водителей, работающих в такси. А принятие закона о такси увеличило отток водителей из этой сферы. Сейчас дефицит водителей в отрасли составляет 30-40% от необходимого количества.
В такси работают в основном водители, которые хотят дополнительно к основному доходу подзаработать. Среди них есть пенсионеры, инвалиды и женщины-домохозяйки. Люди, которых устраивает свободный график работы.
В с. Долгодеревенском заявки на такси в основном принимаются по телефону. Также заявку можно оформить в приложении любого агрегатора, работающего в Сосновском районе. Однако оформление заявки по телефону обеспечивает большую гарантию, того что к вам приедет такси.
Так как водители работают по свободному графику, иногда возникает нехватка автомобилей. Это случается утром с 7 до 9 часов, вечером с 17 до 19 часов, ночью, а также вечером в пятницу, субботу и в праздники. В летний период также наблюдается сезонная нехватка водителей такси.
И несколько фактов из работы такси. Машина с 9 до 17 часов обойдется вам дешевле, в это время работает максимальное количество водителей. Если ночью необходимо ехать на вокзал или в аэропорт, лучше оформлять предварительный заказ. На повышение стоимости поездки оказывает влияние перевозка крупного багажа и животных без контейнеров. Также удорожание поездок происходит из-за аномальных проявлений погоды, таких как снегопад, жара, мороз.
Распитие спиртных напитков в транспорте в том числе и такси запрещается законом и водитель может отказатся выполнять заказ по перевозке пьяных пассажиров.
На вопросы журналиста отвечает руководитель подразделения такси «Поехали» Константин Суворов:
– Как изменилась работа со вступлением в силу закона «Об организации перевозок пассажиров…»?
– Изменения затронули всех участников отрасли, но наибольшие сложности испытывают самозанятые водители. Они – основа отрасли, по всей России их доля в регионах достигает 95 % от общего числа перевозчиков. А в Долгодеревенском буквально все водители такси – это самозанятые на личных автомобилях. Закон не предполагал переходного периода, поэтому сейчас идет процесс их формализации. Новый закон обязывает их самостоятельно выписывать себе путевые листы, проходить ежедневные медицинские и технические осмотры. Хотя в селе нет для этого инфраструктуры, за осмотрами водители вынуждены ехать в другой населенный пункт или работать с нарушениями на свой страх и риск.
Кроме этого самозанятым необходимо оформить на свой автомобиль ОСАГО по тарифу для такси. Стоимость такой страховки может превышать средний месячный доход от деятельности такси, а сумма покрытия такая же, как у обычного ОСАГО. Отсутствие у самозанятого водителя такого договора страхования является основанием для приостановления и последующего аннулирования его разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.
– Как повлияло на формирование цены подорожание бензина?
– Дорожает не только бензин. Запчасти, ремонт, обслуживание автомобилей – все становится дороже. Новые автомобили фантастически выросли в цене. Все это увеличивает расходы перевозчиков на оказание услуг такси.
На эту ситуацию накладывается и новый закон, который вынуждает перевозчиков нести большие расходы на ОСАГО для такси и выполнение других обязательных требований.
– В какие поселки Сосновского района не любят ездить таксисты, а какие, наоборот, в топе по хорошим дорогам и количеству заказов?
– Водители выполняют заказы, чтобы заработать. Для них не важно, в каком состоянии дорога. Они охотно берут заказы из любого близлежащего населенного пункта, но чаще всего совершают поездки из Челябинска и обратно. Это обусловлено удобным расположением и большим количеством заказов по такому маршруту.
Авторы: Андрей Мизеров, Анна Махина
фото Андрей Мизеров
Цены не прозвучали. В Кунашаке поездка по райцентру из точки А в Б, обходится в 100 р. А у вас? В город попутчики берут за 300 р.