В Миллерово волонтеры Владимир Бекишев, Алексей и Юрий Осташко передали груз и машину «УАЗ» настоятелю Свято-Никольского храма из поселка Солнечного отцу Димитрию, находящемуся в зоне СВО. Почти месяц храм на колесах выполняет свои функции.
Посылки из дома
Поздним вечером 22 ноября волонтеры из Сосновского района разыскали военнослужащих, призванных на специальную военную операцию из Красноармейского района, и передали им посылки с малой родины. Посылки адресованы Руслану Шамгунову. А собрали их наши коллеги из газеты «Маяк». Редактор Анна Могулева беспокоилась, попадут ли грузы ребятам, и была очень обрадована, когда добровольцы, которых увез Михаил Панарин, разыскали бойцов в населенном пункте Корсунь и передали весточки из дома. Двенадцатичасовой рабочий день заканчивался под неумолкаемую канонаду. Наши штурмовали промзону в Авдеевке.
Храм в Волновахе
Свято-Преображенский храм на въезде в Волноваху восстановили строители из Челябинска. Расписали челябинские иконописцы. Жительницы Волновахи благодарят губернатора Челябинской области Алексея Текслера за оказанную помощь. Называют храм местом души.
Здесь же с нами встретился заместитель губернатора Челябинской области Александр Лазарев. Александр Владимирович кратко рассказал историю церкви, связанную с боевыми действиями. Наши солдаты смогли выдавить снайперов из церкви, не тронув святыню. Конечно, пули прилетали. Бить по стенам церкви из пушек никто не решился. Но храм все равно сгорел. Сгорел от попадания иностранного снаряда в алтарь. Когда местные пришли на пепелище, они увидели, что одна икона уцелела. Уверовали, что храм будет возрожден.
Чуть позже Александр Лазарев встретился с группой волонтеров из Сосновского района и Челябинска. Они обсудили дальнейшие перспективы доставок гуманитарной помощи в Волноваху и Ясиноватую, подшефные города Челябинской области. В коротком интервью для нашей газеты Александр Лазарев рассказал о выполнении обязательств по строительству социально важных объектов в Волновахе: школах, детских садах, больнице.
– Больницу восстанавливали, ремонтировали и реконструировали наши строители так филигранно, что давали возможность врачам оказывать медицинскую помощь своим пациентам. Ни дня больница как лечебное учреждение не стояла с закрытыми дверями. Мы поставили задачу выполнить ремонт аккуратно, без остановок процесса приема и лечения пациентов. Наши строители ее выполнили, – Александр Владимирович рассказывает об этом случае с удовольствием.
– Кроме того, что мы строим соцобъекты, восстанавливаем дороги или поддерживаем инфраструктуру в Ясиноватой, область стремится помочь родителям, чьи дети живут в прифронтовом городе. И в 2022 году и в этом году дети приезжают в нашу область. Сейчас в Миассе находится 76 учащихся. Кроме того, что наши учителя обучают детей, для них создана особая программа развития. Музеи, выставки, спортивные занятия. Лыжный курорт «Солнечная долина» принимает ребят и дает возможность научиться кататься на горных лыжах. Социальные программы – это общие составляющие всей помощи, какую оказывает правительство области и наши люди жителям ДНР, – рассказывает Александр Лазарев о разных аспектах помощи и поддержки.
Председатель Курултая в бронике и каске
Во время переезда из Волновахи в Ясиноватую мои коллеги решили открыть мне одну тайну.
Я подумал, что нас хотят пригласить на аудиенцию депутаты Народного Совета. Но ошибся. Оказалось, председатель Курултая башкир Сосновского района Раиль Габитов находится в зоне СВО. У нас была надежда встретиться с Раилем Абубакировичем в трех десятках километров от передовой. Но обстановка сложилась не в нашу пользу. Пришлось довольствоваться телефонным разговором.
– Это было обдуманное, взвешенное решение, – рассказывает Раиль Абубакирович, отвечая на мой вопрос, как он туда попал? – Я уже состоявшийся человек. В жизни сделал все: влюбился, женился, родил детей, дождался внуков, посадил дерево, построил дом. Я знаю, что я защищаю и что отстаиваю. Из моих родственников несколько человек на фронте. Есть погибшие. Они молоды. Они должны с девушками встречаться, влюбляться, детей растить. А они погибают. Сидеть на диване, строить прогнозы уже не было сил. Я понимал, что мне не двадцать лет, что штурмовика, способного бежать по развалинам в броне и с боекомплектом, из меня уже не получится. Но я умею управлять дроном, умею обращаться со стрелковым оружием. И где-то, на каком-то месте, в охране или блокпосту я буду полезен, – говорит Раиль Габитов. Спрашиваю про земляков. Смеется.
– В подразделении «Ангела» аргаяшцев пока не встречал. Но есть ребята из соседнего района и из Челябинска. Земляки. Как говорят: «На чужой сторонушке рад своей воронушке». Ребята моложе меня. Относятся с уважением. Спасибо моим друзьям в Сосновском районе, кто помог мне и дал возможность служить в знаменитом подразделении. Будет возможность, передай всем привет.
Я обещал. Мы с Раилем Абубакировичем еще немного поболтали по телефону.Я выполнил все просьбы и наказы. Рассказал землякам, где сейчас находится руководитель курултая. Передал членам курултая благодарственное письмо от учителей школы города Ясиноватая за помощь в приобретении книг для школьной библиотеки.
Мы встречались весной
В Новоайдаре мы встретились с Константином Сметаниным, депутатом из города Нязепетровска, добровольно ушедшим на фронт во время частичной мобилизации.
Четвертый день находимся в зоне СВО. Идем на Северодонецк. Днем ранее в Ясиноватой Михаил Панарин просит попутно забросить груз подшефному батальону.
Наш руководитель гумконвоя всегда забирает попутные грузы, берет контактные телефоны, чтобы связаться с военными на подходе к точке. Это принцип: посылки солдатам должны быть переданы им в руки.
В этот раз машина только еще подходит к стоянке, а солдаты нас уже ждут.
Спрыгиваем с подножки грузовика. И я вижу, как в мою сторону устремляется высокий молодой военный и улыбается. Улыбается так, как будто мы с ним знакомы тысячу лет. И правда, знакомы.
– Здравствуйте, – он протягивает руку и крепко жмет мою. – Как здорово, что вы приехали. – Видит мое удивление. – Не узнали? Вы в мае у нас были. Привозили груз, газеты. Я вас сразу узнал.
Вот теперь мы знакомы по-настоящему с Константином Сметаниным.
Жалко, что мало времени. Но все равно спрашиваем, как с довольствием, как настроение, обстановка?
– С довольствием все нормально, – предметы первой необходимости ребята возвращают, чтобы мы их передали в госпиталь. – Возьмем тушенку и дошики, окопные свечи. Пригодятся, когда будем на позициях. Движения на фронте есть, но минимальные. Пока ребята давят в других местах, здесь крепко держим оборону. С нашего направления сняли некоторые подразделения, перебросили туда, где сейчас основные удары, – рассказывает Константин. – Остальное – военная тайна.
Парни смеются и продолжают раскладывать коробки в багажник и на заднее сиденье «своей боевой подруги».
Мимо нас проезжают автомобили связи с шапками снега на крышах. На луганщине здорово похолодало. Поэтому солдаты обрадовались вязаным носкам.
Заканчиваем разгрузку. Фотографируемся на память, жмем друг другу руки, обнимаемся, желаем ребятам успехов, просим остаться живыми. И наши автомобили расходятся в разные стороны.
Госпиталь своими руками
Треть гуманитарного груза, собранного в поселке Садовом, предназначена для полевого госпиталя, расположенного в прифронтовом Северодонецке.
На «КамАЗе» с надписью «Команда главы» водитель Роман, я и Владимир Бекишев в Северодонецке разыскиваем госпиталь. Посылки адресованы Кунслу Алиевой, старшей медицинской сестре Челябинской больницы, ставшей участницей СВО.
Кунслу потом расскажет, как женщины из медроты и несколько мужчин восстанавливали полуразрушенное здание. Выгребали кучи мусора, белили стены, восстанавливали поврежденную крышу, разбирая уцелевший сарай. Как ходили по разрушенным и брошенным домам, по учреждениям, добывали деревянные кровати. Нашли стиральную машину, душевую кабину. Отремонтировали душевые комнаты и туалеты. Раскопали старый водопровод и провели в здание воду. Обустроили собственный быт. И наш груз: матрасы, подушки, постельное белье, бытовая химия, предметы первой необходимости, медицинские товары, – все кстати. Новый корпус госпиталя готовят к открытию. Чтобы все занести в здание и убрать от чужих глаз подальше, во двор высыпало два десятка женщин.
– Сколько же вас всего?
– Больше сорока, – отвечает Кунслу. – В отряде работают женщины со всего Урала и Сибири, такой российский интернационал.
«Интернационал» нас угощает походной кашей. Первое, второе, компот, чай, кофе. Молоко местное. Соленые огурчики. В запасе все, как у лучших хозяек.
За двадцать минут пытаюсь расспросить о многом: как попала на спецоперацию? много ли работы сейчас? как местное население относится?
Кунслу отвечает сдержанно. На СВО попала через военкомат, по согласию. Местные относятся по-разному. Кто-то помогает, кто-то выжидает. Кто-то затаился. В городе все больше людей. Возвращаются.
ВСУ не упускают возможности обстреливать город, и медсестрам приходится спасать наших ребят, лечить местных, иногда забирать с поля боя раненых украинских военнослужащих.
Мы уезжаем. Провожает нас только Кунслу. Остальной персонал уже занят другими делами. Мы прощаемся с женщиной, как с самой родной. Она же наша, челябинская. И все они здесь наши…
Как сердце екнуло
Из Северодонецка мы выехали в четыре часа пополудни. И двести километров прошли без особых приключений. Надо отдать должное российским дорожникам, дороги между освобожденными городами уже хорошие.
За Дебальцево вышли в полной темноте. Заботой стало не проехать поворот на Енакиево, потому что на трассе за Горловкой всушники устроили дроновую охоту на любые автомобили.
До большого знака «Енакиево» оставалось с полкилометра. Далеко-далеко на северо-западе блеснула зарница. И стала видна пурпурная точка. Наш водитель Роман, и я, и Владимир Петрович понимали, что это снаряд. Только какой? Ракета по воздушной цели или подарок с той стороны? Мгновенная очень яркая вспышка. Мы ослепли. За стеклом автомобиля кромешная тьма. Неясный звук где-то позади. Даже не взрыв. Хлопок. Впереди антрацитовый мрак. И вылетающий из него на большой скорости встречный автомобиль. Роман крутит баранку, как матрос штурвал. КамАЗ кренится и уходит в поворот на Енакиево.
Кажется, испугались мы потом, когда заблудились в ночном городе. Остановили машину, погасили на ней все огни и дружно сбегали к обочине.
Наш «Челентано»
Весь гуманитарный груз выгрузили в Ясиноватой. В среду к нам приехал наш давний друг Леонид Ильин (позывной «Челентано»). Весной он помогал с доставкой груза в Кременную. И остался там. Потом вернулся в Челябинск, сделал операцию после ранения. Теперь снова на передовой. Наши ветераны из общественной организации «Защитники Отечества» передали для Леонида и его товарищей кучу посылок. Быстро сортируем, перетаскиваем. Попутно узнаем, ребята стоят на направлении главного удара, в бой еще не вступали. Но передислоцировались больше месяца назад. Со снабжением все наладилось. Вот только сладко поспать не удается. Не на чем. Но Леонид не унывает. Сегодня и поговорить как следует некогда. «Челентано» торопится до темноты вернуться в расположение. Носится от склада до машины бегом в легком камуфляже. Ему тут же дарят теплый бушлат, Не май месяц. Успокаивает одно, знаем, что жив, здоров, – уже хорошо!
Где десять раз умереть не проблема
Педагоги из Челябинска сформировали несколько посылок для школы в Донецке. Эти посылки должны были доставить Юрий и Алексей Осташко, пока мы колесили по Луганской области.
– Петровский район – это зона сталкера, – рассказывает Юрий Осташко. – Много разрушений, видны следы пожаров. На улицах никого. Местные вообще говорят, что по улицам Петровского района ездить – это десять раз умереть. Но мы директора школы разыскали. Сказали, что везем груз из Челябинска. Нашли школу, встретились, груз передали.
– И тут что-то в Марьинке началось, – продолжает Алексей. – Марьинка, которую штурмуют уже очень долго, совсем недалеко. Мы быстро из района ретировались. Береженого Бог бережет. Со своей задачей мы справились.
Приезжайте до полудня
Появилась связь с рембатом. Для них груз смешанный. Во двор вкатывается «ГАЗон» – самый юркий и проходимый на фронте автомобиль. За посылками приехали два бойца. Водитель Евгений, он из Новосибирска. Серьезный такой мужчина. И Роман. Невысокий щуплый паренек в танковом комбинезоне. Роман родом из Челябинска. Я, как всегда, спрашиваю, есть ли ребята из Сосновского района? В рембате нет. В танковом подразделении?
– Мы с танкистами редко видимся, – смущается Роман. – Технику на ремонт забираем, рядом с ней уже нет никого. Все на работе, на передке.
Над нами стоит непрекращающийся грохот. Отчетливо слышно, как работают скорострельные пушки. Редко, с протяжным шипением уходят ракеты. Говорят, что так работает РЗСО «Ураган». Местные жители говорят, что от нашего склада до промзоны, где идет бой, не более полутора километров. Наши сейчас заняли высоты и выдавили противника в низины. Поэтому с той стороны на Ясиноватую снаряды не падают. Не до обстрела города. Прилетает только ночью. Из-за пределов района боевых действий.
Наш руководитель связывается с еще одной группой бойцов, для кого мы привезли второй «УАЗ». Просит их приехать до полудня. Но с той стороны обещают забрать машину в ближайшее время. Мы грузимся и выезжаем на Успенку и Матвеев курган. Миссия в ДНР завершена.
В штабе «Народного фронта»
В ноябре прошлого года с нашим гумконвоем работал Иван Скиба, представитель Челябинской области от Коркинского округа в ДНР. Теперь Иван Сергеевич возглавляет штаб «Народного фронта» на южном направлении. Сейчас через «Народный фронт» нашим военным и местному населению оказывается колоссальная помощь. Огромные склады забиты продуктами питания. Команды молодых волонтеров, юношей и девушек, из разных регионов страны каждый день собирают продуктовые наборы для людей, попавших в тяжелую жизненную ситуацию, лишенных средств к существованию, потерявших кров в результате боевых действий.
– Сотни людей в одночасье лишились всего при взрыве Каховской плотины, – рассказывает Иван Сергеевич. – Я с ребятами несколько суток находился на воде. Спасали жителей, кормили, поили. Кругом вода, много воды, а попить нечего. Было несколько ситуаций, после которых я в судьбу и Бога верю, – улыбается наш собеседник.
При разливе водохранилища в зоне подтопления работали службы МЧС. Спасали жителей и военных. Росгвардия ловила диверсантов. Военные срочно готовили новые укрепления. Волонтеры «Народного фронта» до сих пор держат на контроле эту зону.
Иван Скиба рассказал о новой технике, о сборе продуктов питания, тесном сотрудничестве с крупнейшими российскими торговыми сетями. Но более подробно рассказывал о простых людях, передающих деньги, продукты питания, вещи, теплые носки, связанные своими руками, постельное белье для госпиталей, раскроенное и простроченное на домашних швейных машинках.
Денежные средства поступают от крупных бизнесменов и пенсионеров, учителей, врачей, рабочих крупных и мелких предприятий, фермеров и даже учеников школ, получающих именные стипендии. Финансовый сбор более десяти миллиардов рублей.
Помощь в зону доставляют разными способами.Иван Скиба показал бронированный автомобиль, на котором волонтеры приехали с гуманитарной помощью в Мариуполь, когда через несколько кварталов от места работы шли уличные бои. Сам Иван буквально перед нашим приездом побывал на позициях наших войск в Запорожье и передал бойцам несколько квадроциклов.
– Огромную работу ведем среди местного населения, – говорит Иван Сергеевич, – очень сложную работу. Мало сказать, надо каждый день делом доказывать: Россия борется не с украинским народом. Мы против идеологии нацизма и национализма, против идеологии геноцида.
Потом нас проводили в штаб, где собирается и анализируется информация. Мы посмотрели фотовыставку, сделанную фотокорреспондентами «Народного фронта». И жутко, и сильно. Фотокоры схватили самые волнующие, острые моменты современности.
Далее наш путь лежал на Саратов, где днем ранее бушевала метель.
Автор: Владимир Бреднев
Фото автора и Кунслу Алиевой