За несколько месяцев в Рощинском поселении Сосновского района Челябинской области 20 процентов всего мусора превратилось в возобновляемые ресурсы. Сортировку отходов в квартирах ведут многие жильцы. Удастся ли администрации и компании «Партнер» встроить свой эксперимент в многолетнюю практику?
Два взгляда на одну проблему
…Стекло в один контейнер, пластик – в другой, бумагу и картон – в третий. Для Рощино и окрестностей раздельный сбор мусора стал обычной картиной. В крупных поселках и в малых деревнях на улицах царит чистота. Новенькие антивандальные контейнеры очищаются два раза в сутки. Площадки подметают дворники. Куплен новый мусоровоз. Жители прекращают ругать коммунальщиков. Неужели так может быть? Не только может – так и есть. Да это же мечта даже для города!
Правда, кто-нибудь из самых продвинутых читателей может сказать – что всего-то 20 процентов раздельного сбора?.. О чем тут рассказывать? В Швеции правильно подготовленным «мусором» годами отапливаются целые городские районы. В Японии тот же мусор помогает расширять острова, а выброшенной пластмассе японцы дают вторую жизнь (и зачем им, спрашивается, запасы нефти). В Белоруссии бывший стеклянный бой превращают в прочные строительные блоки. А Германия!.. А та же Южная Корея!
Но знаете, в мире не так уж велик перечень стран – лидеров, победивших мусорные завалы. Мусор стал бедствием крупных городов, это трагедия океанских побережий.
В нашей стране переработкой отходов пока очень мало занимаются. Мы всего 5 процентов мусора применяем правильно. А остальные 95 процентов отравляют нам воду, землю, воздух и выматывают нервы. Эти вредоносные свалки сегодня не только Челябинск достали – от них теперь стонет даже Подмосковье. И если мы выйдем на уровень переработки ТБО центральной Европы (80 процентов), то во многом благодаря людям, которые первыми стали постепенно уходить от первобытных свалок и начали доставлять мусор на переработку.
В Челябинской области сейчас в числе первых входят несколько компаний в городе (по отзывам, раздельные контейнеры точно есть в районе проспекта Ленина и кое-где в Курчатовском районе).
Ну, а в пригороде пока на слуху только Рощино и Вишневая горка.
«И быстро стали ставить контейнеры под пластик»
Вторник для главы Рощинского поселения Людмилы Ефимовой и всей сферы жизнеобеспечения – это день Большого Совета. Вокруг общего стола в кабинете главы собираются директора и главные специалисты компаний «Уралтехцентр», «Партнер», «Флагман», «Мечелстрой», «Технологический центр» и других компаний. Стоит только наметиться нештатной ситуации, как она выносится на обсуждение экспертов. А поскольку некоторые из этих фирм обслуживают город, – повторного изобретения велосипеда удается избежать.
Однако в раздельном сборе бытовых отходов Рощинское поселение – первопроходец. А тем, кто идет первым, редко удается действовать по наработанной схеме. Этой схемы просто нет! Спросить совета у опытных специалистов – другое дело.
С самого начала администрация воздействует на жильцов методом убеждения, а не с помощью команд, наказаний или психологического давления. (Я давно отслеживаю эту проблему в интернете, и вот вам казус из Ленинградской области. Газета «Балтийский луч», сообщает, в одном из городков приказали заварить мусоропроводы в 10-этажных домах, чтоб жильцы разделяли мусор! И с 2019 года вводят штрафы…) В Рощино не так. Эти 20 процентов семей, которые сейчас разделяют мусор, – они действуют сознательно, добровольно.
– Поначалу мы очень опасались, что в специальные контейнеры люди будут закладывать какой-то другой мусор, – говорит Людмила Ефимова. – Оказалось – это редкий случай, когда кто-то так сделает. Вначале раздельный сбор в какой-то мере был имиджевым фактом. Но когда попробовали выделить из общей массы картон, – увидели, что есть результат. И очень быстро стали ставить контейнеры под пластик. (У меня есть хороший фильм о начале этой работы, мы его показывали губернатору). Первого сентября 2017 года мы провели экологические уроки в школе. Пошли в 5,6,7 классы, у меня были 10-11 классы. Ребятам рассказали суть проблемы. Сначала сняли слайд-фильм, потом настоящий фильм. Ездили в Полетаево на полигон, там тоже делали снимки. Одни семьи сами давно осознали – отходы могут погубить цивилизацию. Других надо убеждать.
– Пластик, стекло и картон люди сортируют неплохо, – продолжает генеральной директор управляющей компании «Партнер» Кирилл Калошин. – Только металл пока никак не сортируется, ну, и остальные виды отходов. Стекло некоторые сваливают бутылками, а некоторые осколками, мы с трудом приспособились, чтобы потом поднимать мешки за края и вытаскивать. У нас две машины, одна современная, новая. Берет большие восьмикубовые контейнеры, но и пластиковые, с крышками. Они, кстати, намного экологичнее – не ржавеют, не мнутся. Какие у нас поселки на обслуживании? – Рощино, Светлый, Ново- Казанцево, Казанцево и Новое поле. В Славино другая компания.
В сравнении с началом эксперимента результат стал намного лучше, – считает Кирилл Игоревич.
– Больше квартир перешло на раздельный сбор. Экономически это не очень заметно, но что общая масса вывозимого мусора уменьшилась, – это факт.
Батарейки и крышки – на переработку
В России ежегодно производится около 3,8 миллиарда тонн всех видов отходов. В среднем из них перерабатывается не более 7-10%. Если и дальше ничего не предпринимать, то мы просто «утонем» в горах мусора. Вот несколько примеров, как рощинцы учатся обращаться с отходами.
Семья Александра Чигинцева начала разделять мусор, как только в Рощино появились специализированные контейнеры.
– Решение было принято обоюдное, и вопросов «Зачем мы это делаем?» ни у жены, ни у дочери не возникало, – рассказывает Александр. – Ведь раньше сдавать бумагу и стекло было обыденным делом для советской семьи. А сейчас? Стеклянные банки, бумага и пластиковые бутылки лежат в гараже без дела. Выкинуть их в общую кучу с разным хламом? Это не по-человечески! Все это можно переработать и использовать снова.
Мусор Чигинцевы выносят ежедневно. Стараются дома ничего не копить и сортируют сразу по разным пакетам. Если перерабатываемых отходов не много, то складывают в один, но в разных углах. Затем уже выносят на улицу, где распределяют по контейнерам.
– Жизнь нашей семьи после введения разумного обращения с отходами не усложнилась, – подытоживает Александр. – Даже наоборот! Стало проще расставаться с вещами. Приятно осознавать, что это наш маленький вклад в большое дело по сохранению природы.
Антон Кучин пропагандирует собственным примером раздельный сбор отходов не только у себя дома, но и на рабочем месте.
– В магазин «Валентина» ежедневно поступает множество товаров, которые чаще всего упакованы в картонную коробку и пластиковую пленку, – рассказывает молодой человек. – Картон мы относим в специальный контейнер. А пленку, которая сделана из различных видов пластика, накапливаем в течение месяца и самостоятельно доставляем в Челябинск для переработки. Также в отдел оперативной печати можно приносить отработанные батарейки. Их мы также увозим на утилизацию.
Учитель английского языка Рощинской школы Анастасия Щукина рассказывает, что их семья уже давно не выбрасывает батарейки в мусорное ведро.
– Их мы относим в Рощинскую библиотеку, которая также поддерживает раздельный сбор отходов,– говорит Анастасия. – Не так давно я узнала про акцию «Крышечки в обмен на жизнь». Акция мотивирует людей отделять пластиковые крышки от бутылок и собирать отдельно от другого пластика. Крышки перерабатываются, а вырученные средства идут на благотворительность.
Если каждый человек начнет рационально подходить к «мусорной» проблеме, перестанет сваливать свои отходы в одно ведро, а попробует дать им второй шанс, благодаря переработке мы сможем изменить мир вокруг.
Маршруты и лимиты
В эти дни на местных телеканалах мелькают челябинские контейнерные площадки. Они явно перегружены отходами. Только 18 сентября на «горячую линию» по мусору поступило 400 возмущенных звонков. Оказалось, что перевозчик отказался вести вывозку из-за резкого удорожания маршрута, но найден новый, и в ближайшие 2-3 дня мусор будет вывезен.
Руководители городских компаний жалуются на выросшее транспортное «плечо» до Полетаево. С закрытием челябинской свалки там образовались очереди из мусоровозов.
В Рощино нет сбоев с вывозом мусора. Однако километраж до новой свалки (не доезжая до Урефтов) все же увеличился. Затраты выросли. Да еще новый маршрут проложен по дороге федерального значения, так что с системой «Платон» рощинские коммунальщики уже близко знакомы.
Контроль главы поселения Людмилы Ефимовой направлен на два основных момента – периодичность вывоза и учет мусора.
– Машины подъезжают к контейнерам, и водители обязательно фотографируют все, – раскрывает технологию глава. – Зачем? Это чтобы не возникало вопросов по объему. Только отъехала машина, – тут же дворник все прибирает. В Новом поле и в Казанцево работу дворников оплачивает поселение, а в Рощино – компания «Партнер». Я раз в неделю проезжаю, все осматриваю, хотя бы выборочно.
С самого начала провели учет всего вывозимого мусора. Оказалось, он намного превышает тот лимит, который нам дали. Мы вывозим в два раза больше, чем стоит по нормообразованию. И такая история во многих поселениях. Сельские главы давно ставят этот вопрос. В частности, решение проблемы нормообразования и изменения тарифов очень необходимо Кременкульскому и другим крупным поселениям.
К хорошему быстро привыкаешь
Если кто-то из рощинцев попадает в райцентр по делам после праздников, он очень удивляется – почему контейнеры переполнены? В рощинских населенных пунктах люди от такого отвыкли.
А ведь год назад и Рощинское поселение было близко к мусорному коллапсу. Самая большая проблема обозначилась тогда в Светлом. Весь лес был завален грязью и мусором. Уговорили «Партнера» взять контейнерную площадку на себя. Ровно через два дня там образовался порядок. «Вот с того времени у нас и забыли, что такое непорядок», – говорит глава поселения.
От добра добра не ищут. Зная, что вывоз отходов скоро ждут кардинальные перемены (заход регионального оператора), рощинцы настроены сохранить те наработки, которые появились за эти месяцы. Это чистота в поселках и на контейнерных площадках и раздельный сбор отходов. Все больше жителей начинают разделять домашний мусор на три главные фракции, а некоторые заводят разговор о металле – это тоже ценность, а пока пропадает зря. Есть первые признаки, что люди стали смотреть на проблему по-новому.
Если картина снова переменится, и все подвижки будут сметены, – для многих это станет шоком. Правда, прошла информация о вложениях на уровне Федерации и области в новую систему работы с отходами. Но пока это другие кластеры региона. Пригородные территории, где сейчас будут работать аж три свалки – в Полетаево, на Урефтах и строящаяся в Чишме – нуждаются в переработке отходов по-новому в первую очередь.
Ветки теперь не жгут
В чем тут секрет – за 3-4 дня праздников контейнеры не переполняются? Об этом спрашиваем руководителя компании «Партнер» Кирилла Калошина.
– Так составляем рабочие графики для водителей, – коротко отвечает он.
Кирилл Игоревич продолжает:
– В Рощино исторически сложилось, что контейнерные площадки чуть дальше от домов, чем в Долгой. Нормативная удаленность для площадок не менее 20, но не более 100 метров. На площадках новых вводимых домов постоянная проблема – строительный и габаритный мусор. Жильцы меняют внутренние двери, а прежние несут в мусор. Упаковку и картон от мебели – туда же. И у нас нет законных прав это предотвратить.
В Рощино с основания поселка сложился городской пейзаж, зато в близлежащих деревнях Новое поле и Казанцево – сплошь одноэтажная частная застройка. Главная проблема частного сектора в деревнях в том, что население не желает платить за вывоз мусора. Никто не хочет первым заключить договор – «почему я»? То есть чистоту требуют все, а оплачивать эту чистоту (46 рублей в месяц) нет желающих.
Сейчас у многих челябинцев появились домики в пригороде. У одних только что выстроенные, у других – от старых хозяев. Много незарегистрированных, несданных. Контейнерными площадками все пользуются, это же удобно. Никаких рычагов воздействия на приезжих нет. На попытки администрации заключить договор дачники лукавят – «да мы увозим весь мусор в город». Нет пока контакта и с некоторыми жителями новых «полян» в Светлом.
– Мы бы охотно изучили, как это организовано в других поселениях, но опыта нет, – говорит Людмила Алексеевна. – Положение осложняется вот чем. Сейчас запрещено сжигать растительные остатки на усадьбах. И вот по нарастающей к мусорным бакам свозят ботву, обрезанные ветки деревьев, сухие листья, траву. Это же новые десятки тонн в месяц, и их надо вывозить!
Экспертами доказано – не менее 40 процентов всего объема сегодняшнего мусора – это ценное сырье, которое должно перерабатываться. Кстати, в Советском Союзе так и было. Из собранного пионерами лома выпускали «пазики», и по борту автобуса шла гордая надпись об этом. Все бутылки сдавались (в немецких супермаркетах их и сейчас принимают и сразу платят деньги). Бумагу и картон сдавали, чтобы получить собрания сочинений Дюма и Конан-Дойла.
Мои собеседники отлично владеют фактами – что сейчас в мире делают из выброшенных вещей. В Швеции из утильного стекла выпускают волокно и производят акустические плиты для подвесных потолков. Применение переработанного пластика расширяется – от строительства до мощения дорог и площадок. Уже сейчас, рассказывает Кирилл Калошин, в сети полно предложений от потенциальных переработчиков. Кстати, рощинцы как-то столкнулись с тем, что из контейнеров для бумаги и картона часть собранного попросту похищалась ушлыми незнакомцами! Это вторсырье, это ценно. И дальше будет еще ценнее.
Поэтому свою работу по убеждению жителей поселка Рощинская администрация и компания «Партнер» намерены продолжать.
Опубликовано в №71-72 газеты "Сосновскя нива" за 19 и 21 сентября 2018 г.