Жительница Сосновского района Челябинской области считает, что её семью с ребенком-инвалидом «лишили» льгот.
В УСЗН Сосновского района объясняют изменение размера выплат конкретной семье переходом на новую программу, рассчитывающую компенсацию за жилищно-коммунальные услуги, и рядом немаловажных факторов, о которых не стоит забывать при ее расчете.
Жительница Сосновского района написала возмущенное обращение, она обвиняет сотрудника соцзащиты в том, что та «лишила» льгот ребёнка-инвалида. Послание женщина направила по нескольким адресам, в том числе и в «Сосновскую ниву». За разъяснением вопроса мы обратились в УСЗН Сосновского района.
Мать ребёнка-инвалида рассказала, что воспитывает одна троих детей. Семья проживает в частном доме. «Дом благоустроен автономно, центральных сетей поблизости нет, есть только электричество. Социальные работники в 2015 году предложили семье компенсацию только за электроэнергию, так как в доме отопление электрическое (установлен двухконтурный котёл, который ещё и горячую воду подаёт), пояснив, что только один вид топлива может компенсироваться (в данном случае электроэнергия)».
Управление прокомментировало, что действующим законодательством предусмотрена компенсация только за один вид отопления из возможных: центральное, газовое, электрическое, печное. Так как в доме семьи ребенка-инвалида отопление электрическое, то сомнений по виду отопления не могло быть.
– С 2015 года по март 2018 года расчетом компенсации занимались коммунальные службы, органы социальной защиты только выплачивали указанные суммы, – говорит начальник УСЗН Наталья Спесивцева.
С апреля 2018 года Сосновский район перешел на новое программное обеспечение (внедрено на территории всей Челябинской области), которое предусматривает расчет компенсации в соответствии с действующим законодательством, учетом тарифов (цен), объема потребленных услуг, нормативов потребления, установленного отопительного периода, членов семьи ребенка-инвалида и на основании сведений о размере фактических начислений на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, предоставляемых поставщиками услуг.
В программу вносятся данные всех документов по конкретному получателю льгот и расчет происходит в автоматическом режиме.
На семье, о которой идёт речь, перемены сказались ощутимо. Размер компенсации снизился почти в три раза. Оказалось, что не все документы оформлены (не был заключен договор с поставщиком электроэнергии с указанием того, что в доме электричество используется и для отопления).
Сотрудник УСЗН проинформировала об этом получателя льгот. После всплеска негодования женщина привела в порядок документы и представила их в энергоснабжающую организацию и в УСЗН. Это было в июле текущего года.
За летние месяцы компенсация начислялась только «за свет». С октября, с начала отопительного сезона, пойдут начисления и за отопление.
Руководитель отдела УСЗН уверена – она исполнила все существующие нормы законов.
У матери ребёнка-инвалида другое мнение. У неё свои расчеты, простые и понятные обывателю: платили одну сумму, а теперь стали платить меньше. Виновата во всем, по мнению женщины, сотрудник, которая с ней работала.
Причины произошедшего специалисты УСЗН разъясняли неоднократно: «до апреля 2018 г. расчетом компенсации занимались поставщики коммунальных услуг, и они несли ответственность за правильность этого расчета». История разбирательств насчитывает уже не одну страницу: запросы, ответы, консультации в Минсоцотношений, выдержки из законов, распечатки квитанций…
Заявительница сообщает: «в настоящее время многодетная семья (одинокая мать и трое ребятишек), добивается получения льгот в полном объёме».
Объем мер социальной поддержки в части компенсации расходов по оплате ЖКУ инвалидам и семьям с ребёнком-инвалидом определен статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Поскольку данная семья пользуется только одной коммунальной услугой – электроэнергией – в период с мая по сентябрь компенсация начисляется (и уже начислялась этим летом), исходя из норматива на 1 человека в месяц – это 130 кВт. (бытовое потребление). В отопительный период сумма компенсации будет начисляться на электроотопление.
В семье четыре человека, то есть вне отопительного периода им компенсируют 50 процентов с оплаты 520 кВт. В доме, где всё на электричестве и трое детей, в такой норматив уложиться нереально. Но других законов в распоряжении Управления социальной защиты населения нет, и не в компетенции соцработников назначать, отменять или менять порядок расчета льготы.
В Управлении социальной защиты населения подчеркнули, что закон предусматривает право гражданина обжаловать решение должностного лица в вышестоящей организации либо в судебном порядке, но не дает право публично его оскорблять.