После выкопки зеленые ростки сосны, ели и кедра помещают в специальные холодильники – оставленные с зимы кучи снега, сверху укрытые толстым слоем опилок или соломы. Это нужно для того, чтобы сохранить их в состоянии покоя. Из-за низкой температуры внутри холодильника процесс вегетации будущих великанов-деревьев замедляется, что позволяет без ущерба перевозить их на различное расстояние.
– Конечно, поселок Смолино от Аргаяшского питомника – не за тридевять земель, но соблюдение технологии все равно необходимо, – говорит начальник Смолинского пожарно-производственного участка Ринат Салыев.
В Аргаяш он прибыл вместе со всем небольшим, но сплоченным коллективом ППУ. «В конторе никого – на дверях замок, все сотрудники здесь», смеется он.
Девять тысяч сеянцев необходимо заготовить для дальнейшего их высева на площади в 1,3 га Смолинского лесничества, пострадавшего от пожаров в прошлом и позапрошлом году. Конечно, территория, на которой нужно провести лесовосстановление, гораздо больше – около 2,5 гектара. Но, как говорится, лиха беда начало. Сначала специальным лесным плугом каждую грядку на питомнике рыхлит трудяга МТЗ-82. Затем уже лесоводы руками аккуратно вырывают их из земли, так, чтобы не повредить тонкий стебель. Стряхивают с корней почву, складывают сеянцы в пучки. Каждый пучок – примерно 50-55 растений, перевязывают тонкой бечевкой, и осторожно кладут на дно кузова грузовика. При доставке до дома все пучки на какое-то время поместят в холодильник (в Смолино он тоже имеется), а затем уже высадят на постоянное место жительства на месте сгоревших деревьев.
– Кто сегодня главный вредитель в лесу, – задаю вопрос немногочисленному коллективу смолинских лесоводов. И мастер леса Людмила Житникова, один из самых опытных механизаторов в лесной отрасли Сосновского района Владимир Яковлев, водители малого патруля Олег Кайчев и пожарного автомобиля Юрий Лысов хором отвечают: «Человек!».
– Последние три года леса и так страдают от сильной засухи, а еще и металлисты-диверсанты вносят свою лепту в их уничтожение, – говорит Юрий Лысов. В окрестностях поселка в лесах валяется очень много разного металлического хлама. И охотники за ним ничего другого не придумали, как пускать пал: в густой траве ведь железки не видно. Зажгли сухую траву на одном квадратном метре – а сильный порыв ветра искры разнес на десятки километров. И пока такие люди радостно потирают руки, мечтая сорвать большой куш, – птицы и звери, уцелевшие в огненном аду, плачут по своим погибшим детенышам…
– Вот, я, пожалуй, тут самый старший, поэтому поделюсь своим жизненным опытом. Мы и в детстве, и подростками постоянно в лес ходили. И картошку на костре пекли, и чай кипятили. Только перед тем, как костер разжечь – ямку выкопаешь, а землю по периметру бортиком выложишь, чтобы огонь не вышел из-под контроля. И все, всем хорошо: и нам, и лесу. Перед тем, как уходить – бортики в ямку сгребли, яму засыпали. Все просто и безопасно, – включается в разговор Владимир Яковлев. Его коллеги согласно кивают головой.
– К лесу надо относиться бережно, любить его, как самого себя, – добавляет Людмила Житникова.
Все эти люди однажды пришли в лес, чтобы остаться в нем навсегда. Но, пришли не ради себя – на радость и в удовольствие нам, миллионам. Так почему же мы, миллионы, так и не научились уважать тяжелый, но благородный труд энтузиастов-одиночек?
Автор: Валерий Медведев
фото автора