Международная выставка-форум «Россия» дает огромную надежду на то, что страна наша будет развиваться, внедрять новые технологии, при этом не забывая своей истории.
Мы будем жить, не отвергая этнических ценностей, но и не ставя их во главу угла. Будем преобразовывать среду своего проживания, не делаясь царями над природой. У нас получится сохранить гуманистические традиционные ценности для будущих поколений, если мы вернемся к нашей философии, нашей литературе, нашему искусству, преображая их, развивая, поддерживая, проявляя к ним заинтересованность и любовь. Думаю, это случится в тот самый момент, когда у нас исчезнет стремление к подражательству с целью получения признания в «иных мирах».
Когда невозможно, но очень хочется
Чтобы разобраться с впечатлениями от выставки-форума, понадобилось три недели. Потому что вместить в себя Москву за три дня невозможно. Невозможно за три дня вместить в свое сознание ВДНХ.
Как нельзя одномоментно сопоставить выставочное пространство с реальной картиной мира, когда ты попал на ВДНХ не из центра города-миллионника, а с дальней его окраины. Отрадно, что Выставка Достижений Народного Хозяйства постепенно возвращает себе первоначальный статус. Идешь и видишь, что это не торговые павильоны, а выставка. Выставка достижений. Они есть. Может быть, не добрались до всех уголков, потому что кто-то где-то не проявил расторопности. Или захотел обмануть. Такое тоже в нашей стране случается. Но это издержки… Обидные, черт возьми, издержки… Выставка показывает, как должно быть. Стриженные газоны, а не поросшие крапивой. Струи фонтанов, бьющие в голубую синь, дарящие прохладу в зной и огромную радугу для детей, а не фонтанчик с заплесневевшими бычками в чаше. Брусчатка на тротуарах, а не размытое после весны нечто. Асфальт на дорогах и улицах, а не его имитация, которую не ремонтируют десятками лет. Чистые маршрутки, удобные скамьи, горящие фонари, медицинская спецтехника, уникальные технологии…
Мои коллеги журналисты с ноября 2023 года делились впечатлениями именно о том выставочном зале, где на двухсот шестидесяти пяти тысячах квадратных метров созданы павильоны регионов нашей страны. Помню пост с одним словом: «Грандиозно!»
Хочу к грандиозному, потому что …хочу!
Крупицы булгаковщины
И вот меня встречает Москва апрельская. За день до вылета какая-то необходимость отправляет меня в огромную интернет-библиотеку, к дневникам Михаила Булгакова.
Думаю, знак. Потому что уже который раз лечу в столицу, но никак не могу выкроить время, чтобы увидеть ту Москву, в которой жил Михаил Афанасьевич. В дневнике Булгакова мне попались на глаза две записи, целиком отразившие мои апрельские дни 2024 года. Сто лет назад писатель, именно в апреле 1924 году, оставил запись: «Весна трудная, холодная. До сих пор мало солнца». Через несколько месяцев по поводу происходящих событий записал: «Запас впечатлений так огромен за день, что свести их можно только отрывками, с мыслью впоследствии систематизировать их».
Записи Михаила Афанасьевича стали сбываться в первый же день.
День был прохладен. Шагая мимо павильонов, приходилось запахивать куртки и отворачиваться от снующего между зданиями ветра. Где-то вверху, где развевались знамена, московский ветер был обычным, дул, как ему и положено – с одной стороны в другую. Мог меняться с северного на западное направление, но там он летел по прямой. И гнал по прямой облака, иногда цеплявшиеся за шпиль Останкинской башни.
Но на территории выставки ветер прятался за углами зданий, таился на крышах, шнырял в анфиладах. И только стоило тебе распахнуть верхнюю одежду, тут же бросался на тебя, знобить до костей. Поэтому мы спешно двигались к павильону «Россия».
Огромная страна в миниатюре
На страну в миниатюре едут посмотреть люди со всей страны. Рядом с нами, двинувшимися за гидом были туристы из Самары, Нижнего Новгорода и Соликамска. И еще в самый разгар рабочего дня тысячи других. В ушах стоит постоянный гул, как будто ты попал в Вавилон. Слышны русская, татарская, таджикская, английская, французская речь. Сотня наречий родного русского языка. «Глядитко, юпки то у них длиння наших и узя, не свихлятся, поди, когда с работы паздерать?» – обсуждают вятские женщины мордовский национальный костюм. Их не интересует сотня ламп и лампочек, специальные пластины для солнечных батарей и другое оборудование, выпускаемое на заводах Саранска. Все воображение поглотили юбки, бусы, платки.
Бывает такое. Меня, например, пленили каменные сапоги. Не простые. Чароитовые.
А вологодские фотографируются у роскошного интерактивного панно Санкт-Петербурга. По водной глади Невы идет под алыми парусами бриг «Россия». Есть возможность встать на ступеньку, как у парапета, и сфоткаться.
Нашим понравились золоченые молитвенные барабаны (хурдэ), когда мы вошли в павильон республики Алтай.
Чего бы хотелось скептику
Ни одного свободного места, ни одной свободной интерактивной площадки, скамьи для отдыха, пустующего павильона. Делаешь первый шаг и понимаешь: оформление страны в миниатюре – огромная работа художников, дизайнеров, оформителей, скульпторов, инженеров, механиков, электронщиков.
Другого слова, кроме: «Грандиозно!» – не подобрать. И не надо. Я по натуре скептик в квадрате. Но исполнение выставки мне очень понравилось. Крутится, мерцает, мигает, сверкает, экраны подчиняются мановению твоей руки, качели качаются, вулканы гудят, леса шумят и наполняются щебетом птиц, уголь дробится, атомы разлетаются, кардиограммы снимаются, поезда идут, ансамбли поют, Земля вертится. Безупречно. Но разочаровало то, что очень много муляжей. Я понимаю, что ракету Ангара, или вулкан Ключевской сопки на ВДНХ не поставишь, хотя именно к корпусу и во внутренности вулкана выстраивались огромные очереди. Очень хотелось увидеть больше натуральных предметов.
Были же площадки, где ремесленные образцы натуральные стоят, где здоровенный квадроцикл загнали, и машину-вездеход из семейства багги выставили. Впечатления от этого грандиознее, зримее, памятнее. Иду в павильон «Якутия». Рассказывают: вот место, где добывали и добывают самые лучшие алмазы в России. И мы самая «алмазная» страна мира. Я, и надо полагать еще двенадцать миллионов посетителей выставки, никогда не видели живого алмаза, того самого, выкопанного из земли. Покажите! Вот такой неброский камень. Но приложит к нему руки искусный гранильщик, получается бриллиант. Или получается ценнейшая штуковина, служащая глазом ракеты.
Все начинается с человека и его мечты
Если честно, меня очень удивил павильон Челябинской области. Ни лучших труб для газовой промышленности, ни лучшей брони для танков, ни тракторов, когда-то получавших гран-при на международных салонах, ни «Уралов», ни ракет. Пусть, даже их макетов. Челябинская область заявлена как великолепный неповторимый уголок Уральской природы, где есть горы, реки, равнины, сопки, чистейшие озера, древние памятники. Где есть настоящее лето, наполненное солнцем, цветами и красотой лесных полян.
Зрители видят копии памятников великим уральским ученым, сидят на «мягких камнях. Надо отдать должное, издалека камни выглядят как камни. Подушками их делают дети. Таким образом всех-всех-всех приглашает национальный парк «Таганай». Можно сфотографироваться с Челябинским метеоритом. Но для этого надо знать о том, что метеорит у нас упал. К сожалению, не все москвичи об этом слышали.
Один водитель такси, когда мы заговорили о Челябинске, похвалился знаниями: «Челябинск. «Трактор». Хоккей!». Мы ему говорим: «У нас теперь еще и метеорит есть». – «Да? Метеорит? Что-то про такую команду не слышал». Тогда мы ему целый блокбастер рассказали, как на нас метеорит падал…
По выставке «Россия» мы ходили целый день. А вечер ушел на споры: стоило или не стоило в непростых условиях такое затевать?
Дождь, гром и космос
В Москве облака могут опускаться на двадцатиэтажный дом. Ты поднимаешься на двадцатый этаж – и уже в облаках. Все. Ни зги не видно! Из-за этих самых облаков мы на смотровую площадку Останкинской башни так и не попали. Зато попали под мощнейший ливень, обрушившийся на Москву. Ливень я сфотографировать не смог. Потому что из фотоаппарата текла вода. С меня тоже. От вируса спасла полыхнувшая над ВДНХ молния. Такого сияния я за всю жизнь не видел. Небо просто над нами полыхнуло так, что засветился кончик ракеты на стеле музея космонавтики.
А потом бабахнуло. Одна радость – воздух ионизировался так, что все микробы умерли. И я промокший до исподнего, замерзший до зубного цокота, не заболел. Утром следующего дня при сияющем солнце бежал в музей космонавтики. И если выставку «Россия» описывают словом «грандиозно», то музей космонавтики – это фантастически грандиозно.
Теперь поездка в Москву не обойдется без детального изучения и осмотра. Если бы я был министром образования, я бы всех учителей заставил возить детей именно сюда и показывать, каких успехов добился человек, и какие необъятные дали перед ним открыты. По-моему, здесь можно найти мотив к хорошей учебе по всем предметам, по всем направлениям человеческой жизни. Космос – будущее человечества. И кумиром этого человечества должен быть человек нашей страны – Юрий Гагарин.
Отрадно, что группа школьников и учителей из Сосновского района побывали на ВДНХ. Если стремиться к достижениям, жить станет интереснее.
Автор: Владимир Бреднев
Фото: Владимир Бреднев