– Вы работаете с детьми с 2009 года. Какие особенности поведения и развития у детей вы видите?
– Современные дети очень интересные. Я их очень люблю, они отличаются от старших поколений. Они многое умеют того, чего не умели мы, хорошо ладят с гаджетами. Иногда дети нас учат, что нужно настроить, ещё что-то сделать. И им это все гораздо проще даётся, чем более старшим. Но дети не умеют играть в мяч, не умеют прыгать на резиночке, не умеют играть в те игры, в которые играли мы. Казалось, это просто игра, а на самом деле это развитие детей – когда мы играли в мяч, мы развивали координацию «глаз-рука».
– Дети ведь и в садиках и дома выходят на прогулки. С ними играют и родители, и воспитатели, и сами между собой они играют. Этого недостаточно?
– Чаще всего, да. Раньше мы играли дома, а сейчас часто дети дома ведут малоподвижный образ жизни. Подвижность детей развивает ребёнка. Есть пирамида Вильямса и Шелленбергера. В основании пирамиды – сенсорные процессы, а на вершине – академические навыки. Это то, к чему мы стремимся: научить детей читать, писать, считать. Но это на вершине, а в основании, все-таки, сенсорная система, в том числе вестибулярная система. Вестибулярный аппарат у нас отвечает не только за прямохождение, но и за речь. Сейчас у многих детей плохо развита речь, и с этим проблемами часто обращаются родители: плохо говорит, нет звуков, либо совсем нет речи. Чтобы развить вестибулярный аппарат, надо качаться на качели, на каруселях, ходить по бортику, играть в резиночки. То есть это игры, которые у нас были в детстве.
– Нужна обычная физическая активность? Спорт?
– Детей надо физически нагружать. Это одна из моих любимых тем. Бывает так, что родители выбирают, куда отдать – в секцию или на развивайку. Я всегда говорю, выбирайте спортивную секцию или любой кружок танцев.
– Но ведь развивающие занятие тоже нужны?
– Хорошо, когда ребенок скоординирован, тогда можно и развивайку выбрать. Если есть возможность совмещать, то пожалуйста. Нужно смотреть по ребенку. Если ребенок идет по лестнице, спускаясь только одной ногой вниз, поочередно ноги не ставит, это говорит о том, что есть нарушение координации в вестибулярном аппарате. Надо научить ребенка идти двумя ногами поочередно. Часто это дети, которые не ползали. Конечно, может быть так, что ребенок с мамой и папой играл в игры и себя скомпенсировал, но в дальнейшем это может отразиться в учебе. Про детей до трех лет говорят, что у них интеллектуальное развитие равно физическому развитию. Если ребёнок пополз, значит, он интеллектуально развит для своего возраста. Если ребёнок пошёл, он тоже в своём возрасте интеллектуально развит.
– То есть на развитие детей влияет малоподвижность. Может быть, еще что-то? Те же гаджеты, мультфильмы?
– До 3 лет вообще не существует ни мультиков, ни гаджетов. Ребенок в этом возрасте не воспринимает ту информацию, которую дают нам гаджеты. Его нервная система не успевает ее перерабатывать. Особенно современные мультики, в которых быстроменяющаяся картинка. Мозг ребёнка не способен усвоить такое количество информации, и нервная система перегружается. Часто эти дети с нарушением речи как минимум. Например, мама дает ребёнку гаджет, там развивающее задание: на экране мяч и надпись мяч. Но он плоский! Лучше ребенку дать мяч и пусть он его потрогает. Он определит его вес, фактуру, температуру. Ни один гаджет это не передаст. У ребенка не будет сформированности этих образов. Это перцептивная система, которая дает нам знать, какой вес у предмета. Например, вилка. Мы тянем ее с определенной скоростью, чтобы не повредить себя. Когда ребенку это не удается, возникают нарушения. Поэтому сначала мы отсекаем гаджеты, убираем мультики, бегаем с ребёнком, даём ему мячик, гуляем на площадках. Когда меня спрашивают, что подарить ребенку на годик, два или пять лет, я советую подарить спорткомплекс. Нам кажется, ну что он там полазил на этом спорткомплексе? На самом деле, когда ребенок лезет вверх, спускается вниз, при этом развивается мозг, его полушария взаимодействуют.
Хотела бы сказать, что очень важно, чтобы родители взаимодействовали со своими детьми. Мы приходим в поликлинику и что мы наблюдаем? Все дети в гаджетах. Вы поиграйте с ребенком в любую словесную игру. «Я знаю пять фруктов: апельсин, мандарин, яблоко, банан, груша». Ребенок таким образом выучил обобщение, классификации и речь развил. Родителям же проще дать ребенку гаджет. Я прекрасно это понимаю, у меня у самой трое детей. Когда ты готовишь кушать, лучше бы они тебе не мешали, а посмотрели телевизор. Но я так никогда не делала.
– Как вы в этом случае поступали?
– Я давала ребенку задания. Уже в год ребенок может почистить яйцо. Незаостренным ножом можно почистить вареную картошку. Никаких развивающих игрушек не надо, у нас все есть в быту.
Сейчас популярны игрушки на моторику. Необязательно их покупать. На кухню пустите ребенка. Начните с ним готовить. Можно и посуду мыть. Пусть несет кружки в то место, где они лежат. Тарелки лежат в другом месте. И он понесет тарелку в другое место. Во-первых, он физически развивается – ходит туда-сюда. Во-вторых, он моторику развил – тарелка имеет вес, ее нужно нести с определенной скоростью. В процессе выучил, что это посуда, какая она бывает.
– То есть нужно стараться все делать с ребенком?
– Да, впустите его в свою жизнь. Когда ребенок сел самостоятельно, начинаем брать его с собой везде. Если есть огород, то это прекрасно. Многие родители боятся, грядки затопчет, что-то не то выкопает. Дома боимся пустить ребенка на кухню, потому что он разобьет что-нибудь. Но если брать везде своего ребенка с собой, то в будущем будет проще, потому что ребенок в школе будет хорошо учиться. Вам не нужно будет тратить свои деньги на репетиторов. Экономия сплошная.
– С какими детьми вы работаете сейчас?
– Дети с особенностями в развитии, дети с задержкой психического развития, умственной отсталостью, ДЦП, есть дети с расстройствами аутистического спектра. Таких детей сейчас становится все больше и больше, и все ходят в детский сад.
– С каждым ребеночком нужна своя программа развития?
– Каждый ребенок не похож друг на друга. Есть дети, которым сложно адаптироваться в нашем мире и они, скорее всего пойдут в коррекционный класс. Есть дети с задержкой психического развития, которых нужно немного подтолкнуть, и они пойдут в обычный класс. И никто во взрослой жизни не догадается, что у ребёнка когда-то было какое-то заключение.
– Бывает так, что вы в процессе занятий в детском саду что-то определяете?
– Когда мы видим, что ребенок не усваивает общеобразовательную программу, тогда мы направляем его на ПМПК. Эта комиссия уже дает свое заключение, например, тяжелое нарушение речи (ТНР), либо ЗПР.
– Родителям не нужно бояться этой комиссии?
– Родителям стоит бояться не помогать ребёнку. Вот это страшно. У нас же как обычно? «Как он потом пойдет в военное училище» или еще что-нибудь. Чаще всего в детских садах как раз те самые заключения – ТНР, ЗПР. Это поправимо. Когда мы ребенку не помогаем, в школе у него потом будут проблемы с обучением и это будет гораздо хуже, чем принять сейчас, что у тебя ребенок с особенностью. Есть родители, которые стремятся помочь и просят домашнее задание. А есть и те, кто не готов сотрудничать: вот вам ребенок и учите его. Убеждать таких родителей не всегда получается. И это боль. Ребенок выходит некомпенсированный. Радует, что в основном родители адекватны.
– Какую роль играет работа учителя-дефектолога?
– Чаще всего я работаю индивидуально для того, чтобы скомпенсировать тот дефект, который есть. У меня работа направлена на интеллект ребёнка, на высшие психические функции, такие как память, внимание, мышление, речь, воображение, восприятие.
– Вижу у вас стоят матрешки. Как они могут помочь в развитии речи?
– Матрешку стоит приобрести всем. Это моторика: нужно открыть и закрыть ее. Это счет: прямой и обратный. Это ориентация на размер. Еще матрешек можно качать, песенки с ними петь, на коляске катать, даже на машинках.
– Есть еще какие-то полезные игрушки, которые вам нравятся?
– Я люблю балансиры. Можно использовать напольные, можно применять балансиры для рук. Есть «умная восьмерка», там катается шарик и глаз за ним «бегает». Это же для письма в школе очень пригодится и для чтения, когда глаза нужно удержать на одной строчке. Использую все игры: и блоки Дьенеша, и палочки Кюизенера, и счетные материалы. Но можно и ничего не использовать. Взять обычный мяч и провести целое занятие только с ним.
– Вспомните интересные случаи из вашей работы?
– Был очень интересный ребенок. У него была плохая координация и со звуками было плохо. Чистых звуков у него было всего четыре. С ним усиленно работал логопед, но звуки так и не хотели «вставать на место». У него была такая особенность, ребенок не мог залезть на шведскую стенку. Ему было безумно страшно. И мы с ним учились залезать на стенку. Он с таким страхом туда лез! Когда забрался наверх, счастью не было предела. Было еще упражнение: взяли маленькие стульчики, поставили их спинками друг к другу, и нужно было перелезть с одного на другой. Обычно это не сложно, а этому ребенку было очень трудно. Страшно перелезть. Сначала я ему давала руку. Потом пальчик, он себя просто страховал и переступал. Затем начал делать это сам, и когда это у него получилось, он меня обнимал и говорил, что это было самое лучшее занятие в его жизни. В итоге у ребенка добавилось еще четыре чистых звука.
Подводя итоги нашей беседы, нужно отметить, что главное – создать атмосферу любви и поддержки, в которой ребенок будет чувствовать себя комфортно и безопасно.
Автор: Людмила Труханова
фото автора