Под Медиаком колчаковцы потерпели страшное поражение.
Как вспоминал потом красный командир Степан Вострецов, отступающих беляков расстреливали их же офицеры. Некоторые офицеры, как самураи, после разгрома покончили с собой. Предпочли выстрел в висок, но не позор.
В первых числах августа газета «Правда» сообщила:
– Сам Колчак лично руководил с 25 июля по 31 июля боевыми действиями своих войск, находясь в селе Баландино.
Позднее историки не раз высказывали сомнение, так ли это. Да, штаб белых в Баландино действовал. Но июльские записи в дневниках белых генералов будто бы указывают на присутствие Колчака в его ставке в Омске. Кому верить?
К августу 1919 года относятся слова белогвардейского генерала В.Пепеляева о Колчаке и Челябинской операции. Колчак тогда сказал:
– Я решил встряхнуть армию. Если бы вы знали, что я пережил за эти дни!
Как же главнокомандующий мог «встряхнуть армию»? Может быть, неожиданно появиться в самой горячей местности сражения среди своих офицеров? И тогда Колчак действительно, как писала «Правда», стал лично руководить операцией из надежного казачьего села?
После разгрома под Челябинском в плену оказались сотни белогвардейцев. Сосновский краевед Михаил Усов в одной из своих работ привел показания пленных, что они Колчака видели под Челябинском 30 июля – под казачьим поселком Казанцево. Мог ли Колчак так рисковать?
С другой стороны, документы июля-августа передают счастливую эйфорию красных в те дни. Общий восторг, мобилизация добровольцев в количестве 8500 человек, раздача оружия – и новобранцы сразу идут в бой… Война продолжается, боевое счастье не изменяет красногвардейцам. И «пока железо горячо», они на волне успеха идут дальше.
На фоне общей неразберихи Колчак мог беспрепятственно покинуть Челябинск. Пути отступления для него и сопровождавших его офицеров оставались. И это не так уж невероятно.
…Село Баландино в те годы было крупнее и населеннее Долгой. Храм Михаила Архангела, школы – церковно-приходская, казачья и для девочек – зажиточные, навек поставленные избы, лавки с большим выбором товара… Баландинские казаки верно служили царю и отечеству, не поддерживали красных.
В Сосновском историко-краеведческом музее сохранен рассказ жительницы Баландино Марии Степановны Усовой. Это воспоминания о дядьке со стороны мужа, Илье Усове. Сын лучшего шорника в казачьей части, Илья тоже стал сапожником. К несчастью, парень рос глухонемым. Во время гражданской был подростком, но сапожной работой Илья был загружен постоянно. «Шла война, была стрельба, – пишет Мария Степановна. – Погибло много людей. Шли то красные, то белые. Сам Колчак три дня жил в Баландино. Сапожник подшивал сапоги Колчаку и его солдатам. В деревне был штаб, его охраняли солдаты».
Обратите внимание – не пять дней главнокомандующий лично руководил операцией из Баландино, а только три. Потом он мог уехать в коренной казачий поселок Казанцево. Вскоре безрезультатность попыток сдержать наступление красных стали для него очевидны.
Версия 1. Колчак после разгрома вернулся в Омск. Ему удалось отступить с верными казаками и воспользоваться заранее подготовленным путем отступления по железной дороге.
Для него ситуация не была невероятной. Адмиралу Александру Колчаку всю жизнь приходилось действовать на волоске от гибели. Все же когда-то он защищал Порт-Артур, командовал эсминцами, спасал русских полярников, искал Землю Санникова. А во время отступления своих войск с горечью почувствовал вокруг себя предательство и нашел мужество бросить «друзьям»-союзникам: «золото скорее оставлю большевикам!». За что в итоге и расплатился жизнью. Как известно, командование чехословацкого корпуса выдало его красным. Седьмого февраля 1920 года после расстрела его тело бросили в прорубь на речке Ушаковке.
Версия 2. Колчак не приезжал в зону Челябинской операции. Упоминание о его личном командовании и пребывании в штабе Баландино – это непроверенный факт. Или же это попытка дискредитировать Колчака как «правителя Омского». Ведь летом 1919 года окончания кровавой гражданской войне даже и не предвиделось. А колчаковщина в Сибири позднее привела к тому, что народ сложил о предводителе белого движения частушку:
Мундир английский,
Погон российский,
Табак японский,
Правитель омский.
…
Обе версии вероятны. А загадок в драматической и славной истории Сосновского района еще немало.
Автор: Ирина Русакова
Фото из альбома в честь 85-летия Челябинской области