На XXX юбилейный Всероссийский Бажовский фестиваль, что проходит близ села Демарино, прибыла многочисленная делегация из Сосновского района.
Над казачьим подворьем и стилизованной русской избой гордо развевается флаг муниципалитета. Заходите гости, смотрите на убранство, фотографируйтесь в интерьерах.
Стоим мы с Татьяной Маркиной у изгороди, ведем неторопливую беседу о прошедших конкурсах, о будущих выступлениях, подходит к нам молодой человек с дочкой:
– Разрешите, посмотрим, как да что устроено.
– Милости просим!
Минут через двадцать возвращается к нам посетитель и спрашивает:
– А вы где такой самовар взяли?
– Так вот, музейная реликвия. Жители подарили.
– А чей это самовар, знаете? На каком заводе его изготавливали?
Признаю свою некомпетентность. Я кроме тульского, других заводов не знал. Да и многие мои современники понятия не имеют. Просто тульский самовар на слуху. Давным-давно стал точным определением: если на углях, значит тульский.
Если бы вы только видели, с каким восторгом молодой парень нам рассказывал, что такой самовар, как на подворье Сосновского района делали не в Туле, а в небольшом городке Пермского края. И теперь мы тоже знаем, что угольные самовары в форме амфор с 1740 года давили из медного листа в городе Суксун. Там же и лудили. Отличить тульский самовар от суксунского можно по декору. На пермском его немного, ну разве что вензель царский. Излишеств никаких, не то, что на тульских, орнаментированных.
Открытием Бажовского фестиваля стало происхождение самовара с уральского подворья Сосновского района.
И мы с Татьяной Ивановной потом порадовались и за наш самовар, и за любознательного, словоохотливого нашего гостя. И как-то плавно перешли к тому, что тяга наших людей к ремеслу, к творчеству, не исчезала и не исчезает. В фотозоне (я не знаю, как правильно это назвать) висит такая плетеная штора. И замечено было, что сплетена она из бельевых веревок, только на фотографии. А когда гости и свои артисты приходили фотографироваться, внимание поглощалось задником с массивными переплетениями.
– Красотой обязаны Наталье Поповой. Знаете, декретный отпуск самое творческое время, – рассказывает Татьяна Ивановна.
А тем временем фестивальное действо набирает и набирает обороты. На одной сцене проходит конкурс караваев, на другой сцене набралось более полутора сотен артистов-песенников, готовых поспорить за гран-при.
На главную сцену поднимается губернатор Челябинской области Алексей Текслер. Алексей Леонидович говорит о том, что Бажовский фестиваль в течение тридцати лет собирает на Южном Урале самых ярких, самых талантливых людей, которые любят свою землю, свою Родину.
Говорит губернатор и Годе семьи, о том, как важно передавать традиции в семье.
– Семья – это самое важное и главное в жизни человека. А миссия нашего фестиваля передавать из поколения в поколение наши традиции и ценности, – произносит губернатор.
И его слова тонут в аплодисментах.
Семей на фестивале, действительно много. Много конкурсов для семейных пар и детворы.
Губернатор Челябинской области Алексей Текслер, министр культуры Алексей Бетехтин, другие официальные лица проходят по «Мастеровой слободе», общаются с мастерами и детьми на мастер-классах, посещают «Уральское подворье». Становится известно, что уральские мастера будут сотрудничать с московскими музеями.
На подворье Сосновского района заглядывает глава муниципалитета Евгений Ваганов.
Артисты из народных коллективов Сосновского района поочередно выходят на все три сценические площадки фестиваля. Радуют зрителей солисты и ансамбли из Долгодеревенского, Рощино, Кременкуля, Полетаево.
На просторах «Мастеровой слободы» работают мастера из Рощино и Красного поля. Возможно и из других сел и поселков. Организаторы утверждают, что в этом году с разными видами товаров народного творчества и ремесла заявилось до семи сотен ремесленников. Завсегдатаи «Мастеровой слободы» отмечают, что со временем меняется предложение. Совсем мало мастеров, связанных с отливкой и ковкой металла. Просто единицы. Исчезла авторская традиционная кукла, перестали заезжать на бажовку различные кулинары, очень мало самобытных художников, кто радовал людей различными техниками.
Очень много мастеров, работающих с деревом. До тридцати столов, где предлагают точеную деревянную полуду, ложки, поделочные доски, доски-подставки, деревянные миски.
Резьбы по дереву немного. Из традиционных участников мастерская Деняевых. Берестяные изделия – семейная мастерская Верзаковых.
Почему-то многие ценители народного творчества не благосклонны к мастерам, кто компьютерные технологии поставил на службу человеку.
– Отпечатанное на 3-D принтере, или выгравированное на стекле с помощью станка, вышитое с помощью универсальной швейной машины с программным управлением – все это не народное творчество. Это ширпотреб ради денег. На грош затрат, зато цена не ниже тысячи рублей, – говорит Ирина Смирнова, жительница Челябинска, помнящая фестивали у села Непряхино.
Для таких мастеров покупатель судья.
В вечерней обойме фестивального действа сразу несколько крупных и интересных выступлений. Как выразился один из участников:
– Съедим сто литров окрошки, в бане попаримся, и на гармонистов пойдем смотреть.
Перед зрителями в вечерней программе фестиваля с субботы на воскресенье выступили гармонисты УрФО «Гармония», заслуженный коллектив народного творчества РФ ансамбль танца «Ералаш», группы «Притоп Тритона» и «ОтаваЁ» из Санкт-Петербурга, ВИА «Ариэль» и другие. Всего в дни фестиваля на сцену выйдут около 240 коллективов.
О дипломах, полученных участниками юбилейного фестиваля из делегации Сосновского района, мы напишем чуть позже.
Автор: Владимир Бреднев
Фото: Владимир Бреднев, Анна Бреднева